
Хочешь продать почку, отправляйся в Колумбию или Венесуэлу!
Не только в разгар кризиса появляются объявления, в которых люди изъявляют желание продать почки или печень, но и сейчас центр трансплантации получает звонки от людей, намеревающихся продать свои органы.
Латвийское законодательство запрещает продажу человеческих органов, и полиция до сих пор не получала ни одного заявления о работе черного рынка органов в нашей стране. Врач алчущих денег людей шлет в Колумбию или Венесуэлу, в которых рынок человеческих органов огромен.
Ведущий врач латвийского центра трансплантации Сергей Трушков не верит, что в Латвии или Европе кто-то активно занимается торговлей человеческих органов, ведь «у органов как таковых нет материальной ценности». Огромные расходы, которые связаны с трансплантацией органов, составляют проведение операции и покупка необходимых медикаментов.
Хотя доноров органов в Латвии достаточно, людям нужно стоять в очереди по семь месяцев, чтобы получить так необходимые почки. В год государство финансирует 70 трансплантаций почек, но это только половина тех, кому необходима операция. Специалисты подсчитали, что больнице одна трансплантация почки стоит 12 тысяч латов, трансплантация сердца — 24 тысячи, а печени — 36 тысяч. Это один из факторов, почему в Латвии была проведена только одна операция по пересадке печени.
Первый аспект — органы продать, второй — будет ли некто, кто возьмется их трансплантировать, ведь врачи говорят, что использовать человеческие органы от неизвестных доноров — это огромная ответственность. «Если у донора нет документации, тогда огромен риск, что этот человек может быть болен СПИДом или чем-то подобным. Ни один врач за такое не возьмется», — рассказал порталу «Открыто!» руководитель центра.
Конечно, есть такие, кто своим родственникам или знакомым находит желающих «пожертвовать» свои органы, но добровольцы серьезно проверяются: не только медицински — отвечают ли их органы всем требованиям, но и психологически.
Тогда часто открывается, что человек за якобы добровольное жертвование органов все же получил деньги. В таких случаях органы не трансплантируются, ведь уголовную ответственность несет именно врач, а не покупатель и продавец. Закон за это предусматривает осуждение сроком на пять лет и на пять лет отнимает лицензию. Это десять лет из жизни врача.
«Конечно, люди предлагали денег, но я всегда отвечал: если такие разговоры продолжатся, я поставлю в известность полицию», — рассказал врач. Но не криминальная ответственность главная причина, по которой врачи так противятся получению денег. Главную причину Трушков называет лаконично: «Здесь не магазин и очередь не формируется, как в магазине. Очередь формируется согласно медицинским критериям. Мы хотим помочь всем».
Алина Румянцева фото: Иева Чика/ LETA