Марис Гайлис: истории не нужно стесняться
Реально & Невероятно

Марис Гайлис: истории не нужно стесняться

Otkrito.lv

На одной из узких улочек Кипсалы - Маза Баласта дамбис, номер восемь - где пахнет дегтем с реки, разместился мемориальный музей Жаниса Липке. Здание, построенное из просмоленных досок, слегка напоминает своим обликом перевернутую лодку, или скорее ковчег.

Официальное открытие музея предусмотрено 30 июля, но работает он еще с прошлого лета, когда наконец завершилось строительство. Возле мемориала нас ждет один из его основателей и соавторов, предприниматель Марис Гайлис, в запасе у которого достаточно историй и о создании музея, и о его герое — Жанисе Липке, который спас от смерти в годы Второй мировой войны шестьдесят евреев.

Пока мы ждем фотографа, Марис охотно показывает нам экспозицию музея, или мемориала, с улыбкой отмечая, что пока в роли гида ему приходится выступать самому, однако совсем скоро музей получит заказанные аудиогиды, что существенно облегчит работу его сотрудникам. Зал с экспонатами разместился в полутемной комнате, о визуальном оформлении которой позаботились сценограф Рейнис Суханов и художник Кристап Гельзис, а о музыкальном – композитор Екаб Ниманис, включивший в музыкальную партитуру биение сердца Жаниса Липке.   

Мы прошлись вдоль витрин, которые называются здесь остановками. Всего их двенадцать, а тринадцатая остановка – это бункер, или землянка, где прятались спасенные из гетто и концентрационных лагерей люди, которых потом переправляли дальше, в Добеле. Мы изучали свидетельства того времени, исторические материалы и документы, в то время как Марис Гайлис увлеченно рассказывал о Жанисе Липке, его жене Иоханне и о том, что делали они для спасения людей. У Липке были несколько помощников, которые тоже не забыты.

"Он был простым докером, хотя потом в документах советского времени и писал, что был подсобным рабочим. И угроза Липке исходила не только со стороны немцев, но и позже, когда его допрашивали чекисты, пытаясь понять, по какой причине он помогал евреям, получал ли за это вознаграждение и разбогател ли...

А вот витрина с рисунком восьмилетнего сына Жаниса Липке, на которой изображена выкопанная под домом яма, где скрывались люди, а проход в нее находился под собачьей конурой".  

Автор идеи музея не забывает добавить, что Жанису помогала жена, Иоханна, урожденная графиня, которой приходилось обеспечивать беглецов пищей и заботиться о других их нуждах. „В молодости они были очень красивой парой”, - говорит Гайлис, показывая на одну из ранних фотографий Жаниса и Иоханны. Этот снимок, как и остальные экспонаты музея, был обнаружен в семейном архиве – на чердаке дома и на веранде. „Ария все это нам подарила, так что у нас есть и хранилище музея, описанное и оцифрованное”, - рассказывает Гайлис.  

В одной из витрин стоит чемоданчик, в котором приносили в дом Липке предназначенную для беглецов копченую рыбу; в витрине рядом хранятся благодарственные письма спасенных и их потомков, которые приходили после войны на Кипсалу со всех концов света. „По правде, Жанис Липке заслуживает целой книги, и, надеюсь, когда-нибудь она будет написана. Беседы с историками о написании такой книги уже велись”, - говорит Гайлис.  

Об истоках идеи мемориального музея Жаниса Липке Гайлис рассказал следующее: все началось в 1997 году, когда с началом строительства на Кипсале рядных домов совершенно случайно обнаружилось, что за его земельным участком находится дом Жаниса Липке. „Вместе с другом Аугустом Сукутсом, с которым мы долгие годы делали вместе кинофорум "Арсенал", мы начали размышлять и решили – этим должны заняться мы!” В 2000 году была заказана гранитная плита, украшающая сейчас стену дома Липке (где до сих пор живут его невестка и сын – ред.). В ее открытии участвовала тогдашний президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. „Тогда возникла и еще одна мысль – о том, что Липке заслуживает музея. На самом деле, мысль эта "гуляла" уже довольно давно, и существует даже эскиз архитектора Ивара Страутманиса. Однако на какое-то время замысел приостановился”.

В 2005 году Марис Гайлис с единомышленниками учредил негосударственную организацию – общество „Мемориал Жаниса Липке”. „Ария Липке, невестка Жаниса и мать его внука, согласилась сдать нам в аренду землю здесь, в историческом месте. Мы начали с того, что заказали анализ и концепцию. Этим занимался Виктор Янсонс, коллега со времен ”Арсенала" и настоящий человек театра. Он взялся за работу, побывав в музеях холокоста по всему миру: в музее Анны Франк в Нидерландах, в Берлине, Таллинне, Вильнюсе.  

Концепция, на основе собранных материалов, получалась примерно следующая – Жанис Липке был избранником Бога, подобно Ною, спасавшему на своем ковчеге из пучины зла тех, кого мог спасти".

Затем Зайга Гайле занялась проектированием здания (добавим, что ее проект получил признание на нескольких международных архитектурных конкурсах), а Марис начал собирать средства. Он не скрывает: это было нелегко, однако удалось найти чуткие уши (в зале на первом этаже здания помещена благодарственная плита с именами людей, внесших материальный и иной вклад в создание музея).

 „Первый камень был заложен в 2008 году, а завершились работы в июне прошлого года. Мы сделали столько, сколько позволяли средства, и все время по крайней мере несколько человек здесь возились”, - вспоминает Марис, добавляя, что в целом в создании музея приняли участие многие, и он очень гордится этим. „Труд общества и деньги общества; государство в это не вмешивалось, но у него я ничего и не просил. Единственные, кто нас поддержал, - это Фонд капитала культуры и город Рига, по части технического проектирования, а с этого года мы получаем средства государственного бюджета”.

Новый музей активно подключился к программе Риги – культурной столицы Европы 2014 года и работает сейчас над несколькими темами. „Молодежь делает интервью и собирает видеоматериалы. Это нужно сделать в текущем и до середины будущего года, найдя внуков и других родственников, помнящих войну и события, связанные с холокостом. Такие воспоминания собирались и раньше, но историй множество, и все еще обнаруживаются новые интересные факты”. Марис вспоминает, что в годы, когда он и Сукутс руководили „Видеоцентром”, режиссеру Герцу Франку был заказан документальный фильм „Спасенные”, о Жанисе Липке и других спасителях евреев. „В первую поездку в Израиль я отправился как продюсер, и тогда нам еще удалось повстречать людей, спасенных Жанисом Липке. Герц заснял и рассказ Иоханны, часть которого представлена в музее. Это достойный материал для ученых и историков”.

Еще один проект в программе музея – заказанная писательнице Инесе Зандере книга для тинейджеров: тайна отца, увиденная и рассказанная маленьким Зигом (правда, все дети Жаниса Липке уже умерли, однако, по словам Гайлиса, в Австралии живут несколько его внуков – ред.). Со своей стороны, историк Густав Стренга готовит проект о местах, где скрывались люди в минувшем столетии.  

„Пока эти места идентифицируются, а затем будет создана виртуальная карта. Например, помощники Липке прятали спасенных из гетто по крайней мере в шести разных местах. Это была настоящая транзитная база!”  

Два-три дня люди проводили в подвале на ул. Авоту, затем их доставляли сюда или непосредственно в Добеле. Четвертая тема – произведение композитора Артура Маскатса „Иоханна и Жанис, которую обещал исполнить в июле следующего года Гидон Кремер и его оркестр "Kremerata Baltica". "Скорее всего, это будет происходить в Большой гильдии, хотя сначала мы хотели делать это здесь", - говорит Гайлис, показывая на лужайку за окном. От этой мысли пришлось отказаться, чтобы не причинить вред дорогостоящим музыкальным инструментам.  

Готовится также перевод изданной в свое время книги историка Зильбермана, но Марис Гайлис думает, что этого недостаточно. „О Липке нужно написать монографию, и пусть это сделает специалист. Я говорил с несколькими потенциальными авторами. У нас достаточно амбиций – мы хотим, чтобы здесь работали двое ученых”.

Нашел ли Марис Гайлис, работая над созданием музея, ответ на вопрос, почему Жанис Липке рисковал своей жизнью, спасая людей? "Я думаю, смотреть на это нужно очень комплексно. Конечно же, им двигали гуманизм и человечность. Самым первым он спас знакомого, спрятав его на чердаке своего дома. Затем еще одного. Потом выкопали бункер, и дело пошло.  

У Липке возник азарт: он говорил, что спас пятьдесят человек, но это мало, надо пять тысяч... Мне кажется, наряду с человечностью в нем присутствовал и авантюризм. Он был парень аховый!

Липке давал взятки и спекулировал, чтобы прокормить всех. После войны он прятал легионеров, а до войны помогал коммунистам, которых преследовал Улманис... Так что его коммунизм от политических пристрастий не зависел – в разные времена он спасал совсем разных людей".

Что мотивировало самого М. Гайлиса взяться за этот проект? "Увы, в мире латышей знают только как убийц евреев. Да, у нас был Арайс и другие, и это правда, но есть и другая сторона медали. Мы – не народ убийц, у нас были не только плохие, но и хорошие. Поэтому мне казалось чрезвычайно важным, важным на государственном уровне, показать широкой международной общественности, что у нас есть Жанис Липке – настоящий латыш, у которого было двадцать пять помощников, спасавших евреев от истребления.

И все они делали это, рискуя своими жизнями. Это нужно показывать и рассказывать! "

Марис Гайлис убежден: латышам не следует стесняться темы холокоста. „Нам навязывают чувство вины: вы расстреливали, вы ответственны... А мы должны сказать: да, мы были по обе стороны. Кто-то расстреливал, но кто-то и спасал. Нам не нужно стесняться Румбулы; нам нужно гордиться Жанисом Липке, потому что были обе стороны, как и во Франции, в Нидерландах, в каждой стране. Мы - не хуже и не лучше”, - резюмировал автор идеи музея. Уже 20 августа он пройдет аккредитацию, став официальным частным музеем, и распахнет свои двери для всех желающих.  

Текст подготовлен совместно с Rīga 2014/ фото: Иева Чика/LETA