От бастарда до бирмита и янтарной нити
„Времени у меня было много, и по дороге я много сидел и читал. Прочитал всё о кротах, о янтаре, об озере Энгурес. Оказывается, в этом озере так много янтаря потому, что когда-то здесь было море. Янтарь лежал на дне моря. Потом море отступило и оставило за собой озеро”, - писал в своей „Янтарной сказке” Имант Зиедонис. Именно эта сказка пришла мне в голову во время посещения Музея природы, где 17 января будущего года откроется выставка „Янтарь в кругах времен”, входящая в музейный проект „Янтарный путь” программы Риги – культурной столицы 2014 года.
Как сахар, как кости
Пока выставка, которая со временем станет частью постоянной экспозиции, еще только готовится, все экспонаты хранятся в фондах Музея природы, куда не так уж легко попасть. „Ладно, вам я могу это рассказать и показать”, - обещает руководитель отдела геологии и палеонтологии музея Анита Саулите.
Узкое помещение заставлено бесчисленными коробками с кусками и кусочками янтаря всех возможных оттенков, структур и размеров, и перед тем, как их показать, Анита Саулите надевает белые перчатки. „На выставке мы будем показывать балтийский янтарь и рассказывать о том, как он образовался, продемонстрируем степени прозрачности янтаря, в том числе и абсолютно прозрачный. Покажем янтарь-бастард – слегка матовый внутри”. Будет показан и т. наз. молочный янтарь — совершенно матовый, с характерной для балтийского янтаря желтизной. "У нас есть и костяной янтарь, действительно напоминающий кость, в отшлифованном и нешлифованном варианте. Среди экспонатов мы встретим и пористый янтарь, который для шлифовки не годится, но в древности рыбаки использовали его как поплавок для сетей.
Есть в коллекции музея и так называемый сахарный янтарь — если смотреть против света, внутри него можно разглядеть кристаллики сахара".
Как рассказала руководитель проекта, на выставке будет представлен в том числе болотный янтарь, который образовался из заплесневевшей смолы и находился в илистой или болотистой почве, поэтому для него характерен сероватый оттенок. „Мы покажем и одну из древнейших форм [янтаря] — беккерит, который среди балтийских янтарей встречается очень мало. Однако наши запасы — это в основном сукницит, желтый янтарь, содержащий янтарную кислоту. Другие разновидности янтаря встречаются реже. В сущности, нет двух совершенно одинаковых кусков балтийского янтаря, вариантов бесконечно много”.
Выставка будет и рассказом о том, как формировался янтарь „Есть янтарные капельки, которые образовались при стекании и приняли такую форму. Янтарные капельки встречаются отнюдь не часто, но у нас коллекция укомплектована, и есть что показать”. Демонстрируя экспонаты, Анита Саулите говорит, что музейные запасы янтаря комплектовались долго и разными путями. „У нас есть очень старые коллекции, которые создавались с развитием музея. Сначала они были небольшими, а самое значительное пополнение случилось в начале пятидесятых годов, когда янтарь специально закупали на комбинате в Калининграде, в том числе и прессованный янтарь. Мы привыкли считать его грубым, но, отстоявшись, он приобретает цвет настоящего янтаря”.
По словам специалиста, говоря о природном янтаре, обычно имеют в виду балтийский, но важно знать, что янтарь находили во многих местах мира. „Самый древний янтарь, возрастом в сотни миллионов лет, наверное, уже не встречается, потому что с течением времени он обуглился. Тем не менее сохранились месторождения мелового периода. Возможно, их не очень корректно называть янтарем, но в любом случае это фоссильная смола, образовавшаяся в недавнем прошлом. Правда, этот молодой янтарь по-настоящему еще не созрел, чтобы из него стоило что-то изготавливать – при обработке он ломается”.
Он бывает голубым и зеленым!
Аните Саулите всегда хотелось пополнять янтарную коллекцию музея. „Частично мы пополнили коллекцию в 80-е годы балтийским янтарем, а благодаря проекту ”Рига-2014„ у нас появилась возможность получить янтарь из других стран. Этот янтарь образовался в различные эпохи и из смолы разных деревьев, и по своим качествам он тоже очень разный”, - говорит Саулите, демонстрируя коробку с голубоватыми кусочками янтаря темных оттенков, которые переливаются голубым и зеленым.
„Уже давно, с тех пор, как я начала интересоваться янтарем, меня привлекал бирмит – разновидность янтаря с территории бывшей Бирмы. В письменных источниках говорится о том, что такой янтарь отливает синим”. После долгих поисков Аните Саулите удалось добыть бирмит, правда, обработанный и уже не люминесцирующий. Это очень редкое явление, и сейчас на рынке нет люминесцирующих бирмитов.
При поддержке министерства несколько лет назад мы получили первый люминесцирующий янтарь, который лучше всего осматривать при солнечном свете". Сейчас Музей природы обладает уже внушительной коллекцией люминесцирующих янтарей — как шлифованных, так и необработанных.
„Этот голубой янтарь – из Доминиканы”, - говорит Саулите о следующем экспонате с небольшим разломом в уголке. Такой янтарь люминесцирует оттенками голубого и зеленого разной интенсивности и считается уникальным явлением. „Его лучше всего рассматривать на солнце или при лампочке дневного освещения, а обычная электрическая лампа такого эффекта не даст”. По словам Саулите, столь же красочно люминесцируют и зеленые тона, тот же янтарь из Доминиканы. „Это государство, как правило, считается вторым крупнейшим местом добычи после Балтии. Правда, янтарь там добывают достаточно примитивно – как и балтийский, его выкапывают из сине-серой почвы, к тому же янтарь залегает довольно глубоко в земле, и у подножия гор вырывают специальные пещеры”.
В экспозиции представлен также янтарь каури, приехавший из Новой Зеландии, колумбийский копал – очень красивый янтарь, неохотно поддающийся обработке, потому что сыплется. „Очень интересен темно-красный янтарь с древних мексиканских месторождений. Еще у нас есть фоссильные смолы с Суматры, люминесцирующие сиреневым. Так что, как сами видите, янтарь бывает очень разных цветов. Будет также сицилийский янтарь и африканский копал”.
Труднее всего было найти японский янтарь, но при поддержке Японии на выставке будет представлен и он.
Между прочим, янтарь можно приобрести и на всевозможных ярмарках и аукционах, однако благодаря современным технологиям, которыми пользуется и Музей природы, купить интересные экспонаты можно через интернет. „Конечно же, янтарь стоит дорого. В мире он ценится уже давно, но сейчас цены растут именно на балтийский янтарь, потому что мы открытая страна, интенсивно торгующая, сюда едет много иностранцев, особенно с Дальнего Востока, которые очень активно закупают наш янтарь. Янтарь – это ценность, которую можно использовать для накопления, как любой драгоценный камень. Для промышленных нужд используются мелкие кусочки; кроме того, люди уже давно заметили лечебные качества, которые присущи именно балтийскому янтарю – сукнициту. Более детальные исследования показали, что лечебные качества придает янтарю именно янтарная кислота – уникальный биостимулятор, положительно влияющий на состояние человека. Кроме того, сейчас в Латвии разработаны новые технологии, например, изобретенная исследователем РТУ Ингой Ляшенко янтарная нить, о которой мы тоже расскажем на нашей выставке”, - говорит Анита Саулите. Будут представлены и текстильные изделия нескольких мастеров, в изготовлении которых использовалась уникальная янтарная нить.
Небольшое место на выставке отведено янтарным украшениям – правда, по признанию Аниты Саулите, они заслуживают отдельной выставки и отдельной статьи.
На вопрос, начали ли мы в Латвии, наконец, ценить, какой уникальной драгоценностью обладаем, специалист музея отвечает: да, есть люди, которые это оценили. „По-моему, мы еще не переболели постсоветским синдромом, когда открылись границы и сюда хлынули из-за границы поделочные и драгоценные камни, все ”запали„ на них и решили, что янтарь — это ничто. Но это, несомненно, большая ценность, с которой связаны очень древние традиции. Будем надеяться, что люди снова начнут ее ценить”.