"Родители воспитывали меня как латышку". Другая дата рождения, имя и национальность - правду Инта узнала лишь в 27 лет
Инта Добеле — яркая, молодая и позитивная женщина, которая празднует день рождения дважды в году: один раз свой настоящий — 29 августа, а второй в тот день, что записан в паспорте — 25 февраля. У нее фактически два имени и две национальности. Обо всем этом Инта узнала лишь в 27 лет, когда семья ей открыла правду: "Ты усыновлена!".
Инта Добеле — одна из посланниц кампании Министерства благосостояния "Корни важны!", посвященной идентичности усыновленных детей. Ее история помогает понять, насколько важно рассказывать детям их историю, даже если это кажется пугающим.
История усыновления Инты началась, когда ей было полтора года. Ее удочерили из Риги и увезли в Лиепаю. Первые полгода жизни она провела с биологической семьей, затем в детском доме, пока одна пара из Лиепаи не взяла ее к себе. Эта семья стала для Инты настоящей и остается таковой до сих пор. Однако сам факт усыновления раскрылся только когда ей исполнилось 27 лет.
Инта вспоминает свое детство как солнечное и радостное время, проведенное в кругу родителей. Однако сильная интуиция и внутренняя догадка заставляли ее еще в детстве задумываться: "Действительно ли я родная дочь своих родителей?"
"Ты наша, мышонок!"
"Первая мысль об этом появилась у меня примерно в возрасте пяти лет. Я спросила у родителей: "Мама, папа, я ваша родная?" Они ответили: "Да, мышонок, ты наша, и мы тебя очень любим!" Но внутренняя тревога не покидала меня. Это чувство появлялось и исчезало, пока в сознательном возрасте, когда в моей жизни случились разные события, я не начала задаваться вопросом, что мешает мне жить лучше. И тогда я снова обратилась к этому чувству, которое не давало мне покоя", — рассказывает Инта.
Несмотря на сомнения, все ее детство было наполнено счастьем. Особенно близкие отношения у нее были с отцом, с которым она ощущала необъяснимую глубокую связь. В подростковом возрасте Инта заметила, что ее вспыльчивый характер совсем не совпадает с характером ее родителей. Сейчас она знает почему. У Инты есть русские и украинские корни, которые, как она говорит, совсем не соответствовали спокойному и размеренному образу жизни типичной латышской семьи.
"Родители усыновили меня как латышку, воспитывали как латышку, в спокойной, любящей семье, где царили сильные семейные традиции и чувство единства. Но где-то в подростковом возрасте начал проявляться мой индивидуальный характер.
Различия между моим характером и родителями становились заметными. До 25 лет я жила, как есть, но затем это чувство усилилось. У меня был первый кризис — я развелась с мужем. Я искала ответы на вопросы: почему у меня не сложилась семья, что произошло с моими отношениями? Я пыталась понять себя: кто я, что мне нравится, что нет, чего я хочу и на что способна. Эти вопросы привели меня к мысли, что есть что-то, о чем я не знаю. Я начала искать ответы у родителей, но в их словах ощущалась неуверенность. Сложно описать это словами — все происходило на уровне чувств", — рассказывает Инта.
Обычный день, который изменил все
Несмотря на то что ощущение недосказанности сопровождало Инту всю жизнь, она никогда не подозревала об усыновлении. В голове было множество мыслей, но произошедшее было невозможно предсказать — у ее отца диагностировали рак. Это стало толчком для Инты выяснить, почему чувство внутреннего беспокойства не покидает ее, и действительно ли есть что-то, о чем ей не рассказали.
"Папа заболел, и я поняла, что настал момент задать вопрос прямо. Я пришла к родителям и сказала: "Если есть что-то, что я должна знать, расскажите мне, пока вы оба живы". Мне нужен был кто-то, с кем я могла бы поговорить и получить ответы. И кто это, как не мои родители!"
О том, что она усыновлена, Инта узнала в обычный рабочий день, когда в ее офис пришла мама. "Она просто сказала: "Мы усыновили тебя из Риги, о твоих биологических родителях ничего не знаем". Встала и, уходя, сказала: "Теперь обдумай это", — вспоминает Инта. И Инта действительно думала. Много! "Сначала это был шок. Хотя внутренне я давно догадывалась, что от меня что-то скрывают, такого я не ожидала. В тот день работать, конечно, уже не могла. Тебе вдруг дают информацию, которую ты просто не в состоянии обработать, внутри столько вопросов, непонимания, страха и даже гнева. И не на то, что я усыновлена, а на то, что мне лгали и не сказали правду", — рассказывает она. Она не скрывает, что испытала разочарование в родителях, и путь к принятию этой правды был нелегким.
8 лет терапии, два имени, другая национальность и даже дата рождения!
Хотя Инта приняла произошедшее, а отношения с приемными родителями стали даже лучше, она не скрывает, что путь был долгим и сложным. Восемь лет терапии, чтобы найти ответы в себе и о себе. Архивы, отделы записи актов гражданского состояния, поиски биологической семьи, изучение своей истории, своих корней — все это стало частью ее пути. Этот опыт, в конце концов, помог Инте понять, кто она, разложить все "по полочкам" и развеять сомнения, тревоги и неуверенность.
"С самого начала я четко знала, что не захочу встречаться с биологическими родителями лично, даже если это будет возможно. Но теоретически узнать, откуда мои корни, мне, конечно, хотелось.
В архивах и отделах записи актов гражданского состояния я искала, кто я. Читала эти описания, как о совершенно чужом человеке. Девочка, которая вроде бы была мной, родилась в другую дату, в другой год, с другим именем и другой национальностью. Больше всего меня шокировало, что даже дата моего рождения была изменена. На самом деле мой день рождения — это совершенно другая дата, другой год и даже другое время года," — рассказывает Инта.
"И тогда ты понимаешь, что это будто два совершенно разных человека. Все абсолютно отличается. Это было трудно осознать. В какой-то мере это шок, но со временем это помогло мне обрести внутреннюю целостность. Это объяснило, почему я смотрю на вещи совсем иначе, чем мои родители. От тихого латыша во мне почти ничего нет. Во мне сила, энергия, темперамент. Я бы сказала, что это та ментальность, которая каким-то образом передает генетический код. Это помогло мне объединить этих двух личностей, этих двух девочек в одну. Я наконец-то поняла, кто я, через какие процессы прошла," — делится Инта.
"Я особенная, потому что у меня два дня рождения!"
Хотя до 27 лет Инта праздновала свой день рождения 25 февраля, теперь она отмечает и 29 августа — день, когда она фактически появилась на свет. "Я всегда смеюсь, что я особенная, потому что у меня целых два дня рождения. Имя я менять не хотела — не чувствовала потребности брать то, что дали биологические родители. Но день рождения для меня важен, это тот момент, когда я действительно пришла в этот мир. Что я могу о себе сказать — у меня, вероятно, очень сильная интуиция или какое-то внутреннее чувство, которое всегда заставляло меня задумываться об этом".
"Я думаю, что тот факт, что я оказалась в своей семье и была удочерена, — это невероятно фантастическое событие. Ведь детей не забирают из биологических семей из-за хороших обстоятельств. Я всю жизнь буду благодарна за то, какая я сейчас, и спасибо моим родителям за это. Единственное, что мешало — что мне не сказали об этом вовремя," — признается Инта.
Страхи приемных родителей
Позже Инта спросила родителей, почему они так долго скрывали факт усыновления. Ответ был прост — страх. Страх того, как она воспримет это, и что будет дальше. И этот страх, несомненно, знаком многим приемным родителям, когда они задумываются о том, как рассказать ребенку об усыновлении.
"Я советую нынешним родителям, которые идут по пути усыновления, изучать, учиться, исследовать и, главное, чувствовать своего ребенка. Это внутреннее чувство подскажет, когда наступит правильный момент для разговора. Сегодня информация настолько доступна, что родители могут лучше понять своего ребенка и помочь ему. Когда мы берем ребенка из другой семьи, у него уже есть свой опыт, он что-то пережил. Новая семья должна помочь этому маленькому человеку стать собой. Искать, оценивать, наблюдать и позволять ребенку развиваться в ту личность, которой он является".
Знание своих корней важно
Инта признает, что понимает обе стороны, вовлеченные в процесс усыновления. Однако она подчеркивает, что каждому ребенку, каждому человеку важно знать свои корни. "На самом деле, это даже красивая история", — отмечает она.
"Мы с родителями много говорили, наши отношения стали еще более близкими и крепкими. Было здорово узнать, как и почему они меня удочерили. Это показало моих родителей с совершенно другой стороны. И я очень рада, что узнала эту историю", — делится Инта.
На вопрос, что она хотела бы сказать другим семьям, которые только планируют усыновление, Инта отвечает: "Не бойтесь! Это может быть очень красивый семейный опыт. Я настоятельно рекомендую наблюдать как за собой, так и за ребенком, чувствовать маленького человека, позволять ему быть личностью. Я действительно говорила, что если бы знала об усыновлении с детства, то выросла бы с мыслью: 'У меня две руки, две ноги, и я усыновлена — это же просто естественно".