Искусство рассерженных. Латвийский арт эпохи перестройки на выставке в Художественном музее
фото: Елена Власова
Юрис Путрамс, "Камикадзе-пропагандист", 1990
Стиль жизни

Искусство рассерженных. Латвийский арт эпохи перестройки на выставке в Художественном музее

Елена Власова

В Латвийском Национальном художественном музее открылась экспозиция “Снос стены. Латвийское искусство 1985-1991”.

Это не просто выставка, а фактически новая постоянная экспозиция, которая занимает все левое крыло второго этажа музея и продлится до 12 января 2025 года.

Период, о котором идет речь, очень короткий - всего 6 лет (с 1985-го по 1991-й), но это было время радикальных перемен не только в обществе (горбачевская перестройка, Атмода), но и в искусстве. Более того, именно люди искусства - писатели, музыканты, художники - были той движущей силой, которая вдохновляла общество на перемены.

За эти шесть лет искусство окончательно вышло из-под пресса советской идеологии и стало осваивать новые горизонты. В Латвии прошли первые концептуальные групповые выставки, появилась профессия куратора, стали развиваться новые жанры - например, видеоинсталляция, в честь одной из которых (“Снос стены” Кристапа Гелзиса) эта экспозиция и получила свое название.

С середины 1980-х наши художники с большим успехом стартовали на международных выставках, их имена стали известны за рубежом. Искусство вышло на улицу: ежегодные “Дни искусства” в Старой Риге стали одним из самых посещаемых мероприятий. Перформансы и акции, которые раньше были возможны только в локальной среде где-то на окраине города, теперь переместились в центр.

До перестройки невозможно было себе представить, чтобы по центру Риги расхаживал Бронзовый человек - живая альтернатива уже существующим памятникам (перформанс Миервалдиса Полиса), или чтобы обложку издаваемого государством журнала (Avots) украшали авангардные картины с явно антисоветским подтекстом.

Искусство эпохи перестройки отличалось мощным политическим зарядом - недаром художников того времени называют “рассерженными”. Свою позицию по поводу самых актуальных тем - истории, политики, идеологии, цензуры, экологии - они выражали по-разному. Одни использовали образный язык, метафоры и мифологические сюжеты (как, например, Айя Зариня в работе “Похищение Европы”).

Другие говорили прямо. В этот период в Латвии расцвело искусство плаката, невероятную популярность приобрели всевозможные хэппенинги на политическую тему.

Даже дизайнеры моды не оставались в стороне от политики. Коллекция Ингриды Дразниеце "Перестройка" (1985) - это не только яркое дизайнерское творение, но и настоящий документ эпохи. 

Искусство периода перестройки было чрезвычайно ярким, мощным и плодотворным. И, к счастью, оно довольно широко представлено в коллекции Национального Художественного музея (хотя закупать его начали сравнительно поздно - в начале 1990-х денег на приобретение новых экспонатов у музея практически не было).

Эта экспозиция - лишь малая часть “перестроечной” коллекции, и, наверное, она заслуживала бы более масштабной выставки. Но зал выставочного центра “Арсенал”, где такая выставка могла бы разместиться, сейчас на ремонте, а музея современного искусства у Латвии пока так и не появилось.

В любом случае, выставка “Снос стены. Латвийское искусство 1985-1991” получилась просто грандиозной. Работы и сами по себе невероятно эффектные и эмоциональные, а в современном политическом контексте они работают еще сильнее. По словам представителей музея, сейчас, когда из-за войны в Украине многие люди испытывают чувство страха и беззащитности, искусство может быть орудием сопротивления: “Нам было важно показать, какой силой может быть солидарность, сопротивление и отвага. Это те решающие ценности, которые руководили процессами Атмоды и которые обрушили стену в конце XX века”.