Обнаженная Маха по-латышски и отрубленное ухо Лачплесиса
Стиль жизни

Обнаженная Маха по-латышски и отрубленное ухо Лачплесиса

Елена Власова

Otkrito.lv

В галерее MuseumLV открылась выставка Артура Берзиньша “Новый день настанет для Латвии” - провокационный гламурный китч с политическим подтекстом.

Мультимедийный художник Артур Берзиньш не раз заявлял в своих интервью, что пытается существовать в пространстве между высокими арт-материями и непритязательными вкусами публики. Он не собирается изображать из себя высоколобого эстета, который сидит в башне из слоновой кости и творит непонятное “для вечности”, но и не хочет потакать вкусам обывателей. Он где-то посередине. Точнее, сбоку. 

Да, некоторые из его приторно-декоративных работ с обнаженными красотками и сусальными ангелочками вполне могли бы украсить собой (и наверняка украшают!) стены особняка какого-нибудь нувориша, который  принимает всю эту красотищу за чистую монету. Но сам художник вкладывает в нее куда больший смысл, чем просто желание поласкать взор пикантной картинкой в приятных цветах. У Берзиньша всегда есть фига в кармане, просто за избыточной декоративностью ее не всегда разглядишь.

Артур с честью несет звание самого эпатажного художника Латвии и делает все, чтобы это звание было закреплено за ним официально. Инструментами эпатажа для него являются, во-первых, обнаженка и темы BDSM, а, во-вторых, игра с национальными символами Латвии. И если голым телом в любых его видах сегодня никого не удивить, то жонглирование политическими смыслами и любая, отличная от официальной, трактовка понятия “национализм”, - эти темы для латвийского искусства все еще очень болезненны. Вступая на эту территорию, художник ощущает себя, как на минном поле: шаг влево, шаг вправо - и рванет. 

Главным героем его новой выставки стало ухо. В Латвии никому не надо объяснять, чье ухо имеется в виду, - ну, разумеется, Лачплесиса, героя эпоса Андрея Пумпурса (кстати, галерея MuseumLV находится как раз на улице его имени). Когда рыцарь отрезает ухо Лачплесиса, герой теряет источник своей силы. Берзиньш трактует отрубленное ухо как утерянную часть единого целого и символ непреодолимой травмы латышского народа.

Ухо присутствует на выставке в самых разных видах - как отдельный объект, как часть композиции дигитального фотоколлажа, даже как сувенир (гостям на открытии подарили по миниатюрному коржику в виде ушка). На открывающей выставку работе “Латвия внутренняя” огромное ухо заткнуто пробкой из газеты Diena, и это высказывание художника выглядит радикальнее, чем вся его эротика вместе взятая. Вот это по-настоящему смело.

А вообще, конечно, людям без чувства юмора на этой выставке делать нечего: что ни экспонат, то повод для того, чтобы оскорбиться.

Можно спорить о том, насколько все это эстетично и есть ли в этом море вульгарности хоть капля хорошего вкуса. Но не забывайте, что Берзиньш работает на территории китча, а там, где китч, надо забыть о хорошем вкусе. 

Выставка продлится до 31 августа.