Вставай, Витек! Почему фильм “Цой” хочется забыть, как страшный сон
В латвийский прокат вышел фильм Алексея Учителя “Цой” - столь же неудачный, как и его предыдущая “Матильда”. А может быть, даже более неудачный…
Финальный титр картины гласит: “Посвящается последнему герою русского рока”. Интересно, кому еще может быть посвящен фильм, который называется “Цой”? Не Пушкину же…
А вот, оказывается, не все так просто. Главный герой ленты вовсе не Виктор Цой, а водитель автобуса, в который врезалась машина музыканта в то самое роковое утро 15 августа 1990 года. По воле авторов фильма, этому же водителю приходится везти тело Цоя из Тукумса в Ленинград. Почему именно ему - непонятно, авторы не удосужились хоть как-то логически обосновать сей сюжетный поворот. С логикой тут вообще напряженка.
Так что Цоя в фильме нет. На протяжении всех 98 минут ленты он лежит в гробу и мы его, к счастью, не видим. Зато пару раз видим живого Цоя - на документальных кадрах, снятых тем же Алексеем Учителем лет этак 30-35 назад (этот режиссер следил за лидером группы “Кино” давно, с 1987-го года, когда он снял фильм “Рок”). Но, честно говоря, лучше бы этих документальных кадров мы не видели - после нынешнего “Цоя” тот, настоящий, выглядит какой-то картонной дешевкой. А что вы хотите? Великая сила искусства. Просто на сей раз со знаком “минус”.
Алексей Учитель неоднократно заявлял, что его картина не является байопиком, что все сюжетные повороты в ней вымышлены, а совпадения случайны. Слабая отговорка. Если ты назвал свой фильм “Цой”, а в качестве героев вывел вполне узнаваемых (даже внешне) персонажей - экс-жену певца Марьяну, его сына Александра, его последнюю любовь Наталью Разлогову и его продюсера Юрия Айзеншписа, - то ты на что рассчитывал? На то, что “Мало ли в Бразилии донов Педро?”..
Сын Цоя подал на режиссера в суд. Ну, это в порядке вещей: родственники знаменитостей вообще редко бывают довольны байопиками (если, конечно, инициаторами проекта были не они сами). Но Александр Цой еще и обратился в Путину с просьбой запретить, оградить и так далее. Что, на мой взгляд, глупо и попахивает цензурой, от которой сам Цой в свое время настрадался.
Да и нет в этом фильме ничего оскорбительного для памяти музыканта. Может быть, Александр Цой обиделся за свою маму? Марьяна Цой здесь показана классической стервой. А может быть, ему не понравилось то, что его самого в фильме играет девочка? (В роли маленького Саши Цоя - Маша Пересильд, дочка Алексея Учителя и актрисы Юлии Пересильд). Обидеться можно на что угодно - было бы желание.
На мой взгляд, единственное, чем этот фильм способен обидеть и даже оскорбить, так это тем, что он невероятно, чудовищно безвкусен.
Безвкусна главная интрига — поиски некоей кассеты с последним альбомом группы “Кино”, за которой охотятся все, кому не лень. Причем, интрига это ложная, она ни к чему не приводит.
Безвкусны образы главных героев: истеричка-жена (Марьяна Спивак просто перенесла в этот фильм рисунок своей роли из “Нелюбви” А. Звягинцева), ранимая любовница (Паулина Андреева, изображая глубокое потрясение, в основном, задумчиво курит), алчный продюсер (Игорь Верник играет какого-то уж совсем запредельного отморозка).
Даже исполнитель роли водителя Евгений Цыганов, который на экране всегда органичен, здесь явно чувствует себя не в своей тарелке. Видно, что играть ему неинтересно, да и нечего. Ну правда, сколько можно эксплуатировать все эти кинематографические штампы: если у женщины началась истерика, ей надо закрыть рот поцелуем; если от героя уходит любовница, он должен напоследок ею непременно овладеть - желательно сзади и лицом к окну.
Безвкусны сюжетные повороты, в которых нет ни причинно-следственной связи, ни обычного здравого смысла. Например, гонка на дороге между “мерседесом” и автобусом. В первом едет продюсер, во втором везут гроб - с чего вдруг водители решили таким голливудским способом помериться членами? Бред.
Или попытка самоубийства фанатки-фотографа, когда та вдруг ни с того ни с сего сигает с пирса в море, а водитель автобуса ее спасает - опять-таки очень плакатно, по-голливудски.
Из всех подобных эпизодов торчат суровые белые нитки…
Безвкусны потуги фильма на образность и метафоричность, все эти намеки на Харона, перевозящего героя в царство мертвых, то тут, то там всплывающие двойники, и гроб, летящий в могилу, словно в вечность…
Но больше всего в “Цое” бесят ляпы.
Журналист-латыш обращается к следователю-латышке по-русски. Оба говорят с диким акцентом. Спрашивается - зачем?
Водитель покупает у уличного мороженщика baltajs plombirs (именно так). Вы когда-нибудь слышали про такой сорт мороженого?
Выезжая из Латвии, герои видят, как некие люди в защитных костюмах выжигают огнеметами (!) поле. “Расчищаем место под пограничный пункт” - поясняются они. Дело, напомню, происходит летом 1990-го года. Границу начали обустраивать в 1992-м и я не уверена, что при этом использовались огнеметы.
Или самое очевидное. Кассета, которую зажевал магнитофон, издает звуки, подобные заевшей на проигрывателе пластинке. Мы не знаем, как скрипели доспехи у средневековых воинов, но какой звук издавала зажеванная лента кассетного магнитофона, мы прекрасно помним. И он не такой, как в фильме.
Все это мелочи, скажете вы. Да, мелочи. Но из них складывается одна большая ЛАЖА. Неточности бывают и в хороших фильмах, но там ты на них не зацикливаешься. А в плохих фильмах они тебя просто выбешивают.
По картинке “Цой” - кино вполне профессиональное, местами даже красивое (оператор - маститый Юрий Клименко, живой классик, работавший с Параджановым и Соловьевым, снявший все предыдущие фильмы Учителя). Но внутри оно абсолютно мертвое.
“Витек, вставай!” - хлопает по крышке гроба пьяный бойфренд жены главного героя, придурковатый рокер-алкаш. И ты ждешь - а вдруг Цой сейчас действительно встанет из гроба? И начнется нормальное такое кино, в жанре вампирюшника. Хоть какая-то живинка. Тем более, что Цою и гримироваться-то особо не надо.
Но нет, не встанет. А жаль. Думаю, самому Цою такой поворот понравился бы. У него, в отличие от авторов фильма, со вкусом и самоиронией все было в порядке.
* Фильм “Цой” можно посмотреть на стриминговых платформах Shortcut, Go3 TVOD, KinoBize, а также на частных киносеансах в Splendid Palace и Cafe Film Noir.