История "голых" платьев. Великое разоблачение моды
«Голые» платья, которые мы видим сегодня на красных дорожках светских мероприятий, – отнюдь не изобретение нашего времени. Их история началась еще в эпоху золотого века Голливуда, а предпосылки к их появлению возникли и того раньше.
Весь XX век – это история женского разоблачения. У сегодняшних звезд не осталось ни единой сокровенной части тела, которую они не рискнули бы выставить на всеобщее обозрение. Ну, разве что треугольничек, скрывающий лоно, остается последним бастионом стыдливости. И если раньше мастерство дизайнера заключалось в том, чтобы женщину одеть, то теперь его талант оценивается по тому, насколько эффектно он может ее раздеть.
1900-е. Танец освобождает тело
В начале XX века на европейской сцене появилась Айседора Дункан – американская танцовщица-новатор, отрицавшая классическую школу балета и исполнявшая то, что впоследствии назовут contemporary dance. Ее сценический костюм представлял собой античный хитон – непрозрачный, из достаточно плотной ткани, но так соблазнительно облегавший ее фигуру и так непринужденно оголявший разные части тела, что зрителям казалось, будто танцовщица полностью обнажена. Более всего публику шокировал тот факт, что Айседора выступала босоногой: для моды начала XX века обнаженные ноги считались абсолютным табу.
В это же время на парижской сцене блистала Мата Хари, пленявшая публику пряной экзотикой Востока: обнаженный живот, прозрачные шаровары, лифчик (с которым в Европе еще не были знакомы). Говорят, что к концу выступления костюм Маты Хари состоял лишь из бус и браслетов… Обе дамы не только стимулировали сексуальное воображение современников, но и существенно повлияли на моду, вбив по гвоздю в крышку гроба отжившего свой век корсета. Женское тело начало свой путь к раскрепощению.
20-е. Новые зоны эротики
Грудь, плечи, руки – эти части тела европейским женщинам разрешено было оголять испокон веков. А вот ноги (пусть даже пока еще только до колена) и спина открылись всеобщим взорам только в 20-х годах XX века. Это было связано с эмансипацией и изменением актуального женского силуэта. В моду вошла стройная спортивная фигура и отсутствие ярко выраженных женственных форм. Исчез корсет, а вместе с ним и акцентированная талия, и преувеличенные бедра – на все это мужчины уже насмотрелись, их манили новые эротические горизонты. Лицезрея обнаженную женскую спину (а декольте у платьев порой доходило до самого копчика), мужчины испытывали трепет от одной только мысли о том, что под таким платьем у женщины лишь голое тело.
30-е. Секс в разумных дозах
Первой пропагандисткой «голых» платьев можно считать секс-бомбу 30-х американскую кинозвезду Мэй Уэст. Она славилась своими двусмысленными шуточками («У вас в кармане пистолет или вы просто рады меня видеть?») и довольно вульгарной манерой поведения. Но ее туалеты были абсолютно безупречны – над ними работали лучшие художники по костюмам Голливуда. Именно для Уэст впервые стали делать облегающие платья из кружевных и полупрозрачных материалов, которые декорировались таким образом, что все внимание приковывалось к достоинствам ее фигуры. А фигура у Мэй была весьма рельефная: на смену девушке-подростку 20-х вновь пришла аппетитная пышка. Впрочем, никаких анатомических подробностей наряд Уэст не демонстрировал: платье было посажено на чехол телесного цвета, а под ним была грация, придававшая телесному богатству актрисы элегантные очертания.
50-е. Мэрилин против Марлен
Эту эпоху можно смело окрестить битвой «голых» платьев. Главными конкурентками в этой борьбе были Мэрилин Монро и Марлен Дитрих, которые пользовались услугами одного дизайнера – голливудского кудесника Жана Луи. В арсенале Монро было несколько таких туалетов. Некоторые из них запомнились нам по фильму «В джазе только девушки» (кстати, в свое время запрещенного в нескольких штатах США по соображениям морали). Но величайшим считается то, в котором актриса в 1962 году выступила на юбилее Джона Кеннеди. История о том, как Монро готовила свой сюрприз: как она обманула устроителей мероприятия, придя на репетицию в совершенно другом наряде, как до самого момента выхода на сцену куталась в меха, чтобы ее не разоблачили раньше времени, – уже вошла в анналы моды. Это платье создавало абсолютную иллюзию того, что актриса раздета, будучи при этом абсолютно одетой. Тончайшая ткань для него была специально выткана на одной из французских фабрик, силуэт лепился прямо на фигуре Монро (актриса мужественно выдержала множество многочасовых примерок), а затем платье вручную расшили 2,5 тысячами кристаллов. Актрисе этот шедевр обошелся в астрономическую по тем временам сумму – 12 тысяч долларов. В 1999 году он был продан на аукционе за 1,3 млн.
Что же касается Марлен Дитрих, то она начала носить «голые» платья даже раньше Монро. Но, будучи дамой уже сильно немолодой, хотя и все еще безумно сексапильной, она несколько проигрывала своей более юной конкурентке (Дитрих старше Монро на 25 лет). Тем не менее «голые» платья Марлен производили на публику сильнейшее впечатление.
60-е. Символ революции
Прошло совсем немного времени, и утонченные соблазны голливудских кинодив стали восприниматься как бабушкино кокетство. Произошла сексуальная революция, и рухнули последние табу – например, отпала необходимость носить лифчик. Ажурное мини-платье Джейн Биркин, открывавшее взору обнаженные соски и крохотный треугольничек бикини, провозглашало новую моду: обнаженное тело стало восприниматься как инструмент самовыражения, как символ свободы мысли и свободы поступков – вопреки всем нормам морали и правилам приличия.
70-е. Ноги, ноги...
В эпоху хиппи публичное обнажение превратилось в манифест: кто-то оголялся, бросая вызов обществу потребления, кто-то таким образом протестовал против войны во Вьетнаме. Нагота уже никого не шокировала, но все-таки звездам как-то надо было одеваться. В то время в шоу-бизнесе царили танцующие певицы – Тина Тернер, Далида, Шер. Их пластика ничуть не уступала их вокальным данным, поэтому в своих сценических костюмах основной упор они делали на обнаженные ноги.
80-е. Время Шехерезады
Королевой «голых» платьев становится американская актриса и певица Шер. Игнорируя все существующие дресс-коды, она приходила на светские мероприятия в одежде, более напоминающей нижнее белье или соблазнительный костюм Шехерезады. Парадокс: ее наряды для оскаровских церемоний были признаны одновременно и самыми эффектными, и самыми неудачными за всю историю этого мероприятия. До сих пор 71-летняя певица выходит на публику в смелых полупрозрачных боди и облегающих ботфортах. «Если случится ядерная война – выживут Шер и тараканы», – так шутят поклонники певицы о ее сценическом долголетии, которое обусловлено не только ее талантом, но и эпатажным имиджем.
2000. Бомба Миллениума
В этом году все только и говорили что о зеленом платье, в котором певица Дженнифер Лопес появилась на церемонии «Грэмми». Шифоновое творение итальянского модного дома Versace с невообразимым – даже для этой, отнюдь не пуританской, марки – декольте было признано журналом Times платьем года и удостоилось собственной статьи в Wikipedia. Именно благодаря этому наряду в поисковике Google появилась новая опция по поиску картинок: огромное количество запросов «Дженнифер Лопес в зеленом платье» заставило команду Google заняться новым сервисом.
2002. Риск себя не оправдал
Очередной сенсацией оскаровской церемонии стало готическое платье Гвинет Пэлтроу, созданное Александром Маккуином. От актрисы, считавшейся голливудским эталоном элегантности и аристократизма, такой откровенности никто не ожидал, поэтому досталось ей по полной – платье было нещадно раскритиковано. Сама Пэлтроу вспоминает этот наряд как неудачный и до сих пор жалеет, что не надела в тот день бюстгальтер. Зато для нынешних активисток движения Free the nipple он стал образцом для подражания настоящей иконой.
2014. Все напоказ
В этом году Рианна была удостоена приза «Икона стиля» от Совета модных дизайнеров Америки (CFDA). На церемонию певица пришла в платье от Adam Selman – прозрачной сетке, расшитой 216 000 кристаллами Swarovski. Вручавшая ей награду главный редактор американского Vogue Анна Винтур, одетая в элегантный наряд от Майкла Корса, чувствовала себя как монашка рядом с путаной. Позже Рианна призналась, что ее совсем не смущал тот факт, что весь вечер она провела фактически голой. Но все-таки одну деталь в своем туалете она бы изменила: «Вы можете себе представить, что под этим платьем на мне был бы бюстгальтер? Да я бы скорее горло себе перерезала. Мне и так хотелось это сделать – из-за того, что надела обычные стринги, а не блестящие. Это единственное, о чем я сожалею до сих пор». Рианна задала новый тренд, и с этого момента «голые» платья хлынули на светские мероприятия настоящей лавиной.
2015. Нагота как манифест
Мадонна всегда была в авангарде моды, а ее сценические наряды часто предвосхищали новые тренды. Увы, в последнее время певице изменяет не только модное чутье, но и вкус. Появившись в этом странном наряде на балу Института костюма (MET Gala), Мадонна не открыла никаких Америк – тема «голых» платьев к этому моменту стала уже клише. Позже певица разъяснила, что ее наряд олицетворял собой манифест против эйджизма: мол, женщинам в любом возрасте позволено быть сексапильными. Да, конечно, и Марлен Дитрих в свои «сильно за 50» позволяла себе наряды на грани фола. Но все-таки одно дело – манящая сексуальность, открывающая простор для воображения, и совсем другое – вульгарная обнаженка.