Опасный путь из больницы: как минимум три пациента умерли по дороге домой
фото: Shutterstock
Мода и красота

Опасный путь из больницы: как минимум три пациента умерли по дороге домой

Otkrito.lv

Нередко скорая помощь привозит пациента в больницу поздно вечером. Его обследуют, предоставляют помощь и ночью отпускают домой, потому что дальнейшее лечение в больнице не нужно. Что происходит, если у этого человека нет близких, которые смогли бы отвезти его домой? В дневное время тоже может не быть денег на автобусный билет или от остановки до дома в деревне человеку нужно пройти еще два или даже пять километров. Как работники больницы действуют в таких ситуациях?

Умер на территории больницы

Общественность шокировало событие, которое произошло в мае 2012 года — тогда на территории Университетской клинической больницы имени Паула Страдиня месяц пролежал труп 54-летнего фотографа Валдиса Лавриновича.

Лавриновича скорая помощь привезла в больницу 12 апреля 2012 года с разбитой головой и сотрясением мозга. Он получил травмы, упав дома с лестницы. Ему предоставили помощь и 13 апреля, около 23 часов, выписали из больницы. Медики видели, что мужчина был в алкогольном опьянении, позже экспертиза констатировала в организме 2,58 промилле. По версии больницы, врачи убедились, что состояние больного адекватно, и позволили ему отправиться домой, потому что в то время еще курсировал общественный транспорт. Но Лавринович домой не пришел, и только 12 мая его останки обнаружили там же, на территории больницы. Труп за это время никто и не замечал, потому что он лежал в стороне, в углублении под окном первого этажа. Полиция признаки насильственной смерти не констатировала. Жена Лавриновича была в шоке — если бы из больницы позвонили родным, чтобы за ним приехали, этой трагедии бы не было.

Шофер такси ищет ключи

Потом настолько трагических случаев не было, но странности происходили и не так давно. Вот рассказ шофера такси порталу TVNET. В начале декабря 2017 года около 17 часов он получил вызов в больницу Страдиня. Домой нужно было отвезти 80-летнюю пациентку с двигательными проблемами, которую охранник привез в инвалидном кресле.

Когда женщина спросила, не является ли шофер ее одноклассником Мартиньшем, таксист понял, что у пассажирки есть проблемы с памятью. Возле дома она не вспомнила, в каком подъезде живет. Таксист стучал в окна первого этажа и спрашивал, где живет эта женщина, и в конце концов нашел нужный подъезд. После этого таксист прошелся по всем этажам и наконец нашел квартиру больной. Пожилая женщина достала связку ключей и попросила помочь открыть дверь. Ключей много, но все они — старые. Шофер позвонил в двери соседям, и соседка в кармане нашла нужный ключ. За поездку пациентка не заплатила, потому что у нее не было денег и она была уверена, что едет домой на больничном транспорте. Шоферу пришлось заниматься благотворительностью, потому что женщина все время повторяла: «Ты только меня не оставляй, только не оставляй меня!» Таксист считает, что такого человека нельзя было оставлять одного — нужно было дождаться приезда опекуна или социального работника.

Сейчас заботятся о безопасной дороге домой

Илзе Вайводе, специалист по общественным отношениям Университетской клинической больницы имени Паула Страдиня, рассказывает, что больница работает круглосуточно, поэтому выписка пациентов происходит все время.

В центре неотложной медицины больницы бывают случаи, когда пациент получает необходимую помощь и его выписывают поздно вечером, ночью или рано утром. Официальное объяснение — каждую ситуацию, когда пациент говорит, что у него нет возможности попасть домой, решают индивидуально: связываются с близкими, привлекают социальную службу больницы, если надо — муниципальные учреждения.

Если пациенту нужно ждать момента, когда он сможет отправиться домой, он может использовать зону ожидания в центре неотложной медицины. В одном помещении есть кресла, в другой — четыре или пять кушеток, там можно переночевать — персонал выдаст одеяло.

Если у пациента нет мобильного телефона, он может использовать больничный телефон, чтобы позвонить родным. В общение с родственниками вступает также персонал центра неотложной медицины. Больнице важно, чтобы отправление пациента домой было безопасным, особенно в вечерние и ночные часы, поэтому каждая выписка в это время тщательно оценивается. Большое значение также играет отзывчивость и поддержка близких. Об эпизоде с пенсионеркой, которая домой ехала на такси, Илзе говорит, что небольшие промахи могут быть.

Трагедия в Лиепае

С Лиепайской региональной больницей тоже связано трагическое событие. Оттуда 6 декабря 2014 года выписали 68-летнего Оярса Пинстерса, страдающего от эпилепсии. Мужчина отправился на автобусную остановку, но домой в Медзе не вернулся. Близкие искали Пинстерса семь дней, а 12 декабря после полудня его нашли мертвым недалеко от больницы, возле улицы Капседес, недалеко от болота. Какой-то человек на территории предприятия Baltic Agro нашел его куртку. Позже был найден мешочек с медикаментами Пинстерса, и полицейская собака обнаружила сам труп.

Почему произошло это несчастье? Пинстерса в 7.34 утра бригада скорой помощи из его дома в Медзе отвезла в Лиепайскую больницу. Дома у больного было два приступа эпилепсии с галлюцинациями. Близкие рассказали медикам, что у больного могут быть галлюцинации и провалы в памяти, а также его состояние может резко кратковременно улучшиться. В приемном отделении больницы провели обследования, результаты которых не выявили изменений в его состоянии в сравнении с предыдущими обследованиями в этой больнице в октябре того же года.

Пинстерс хотел попасть домой и попросил персонал его выписать. Он сказал, что в 15 часов от Лиейпайского автовокзала отходит автобус в Медзе. Работники больницы в интернете убедились, что такой автобус действительно курсирует. У Пинстерса не было с собой телефона, он с больничного телефона пытался связаться с женой и дочерью, но ему не удалось. Жена Оярса несколько раз звонила в больницу, но никто не брал трубку.

В 12.46 Пинстерс покинул больницу. Около 14.30 туда прибыла его дочь Даце и обнаружила, что ее отец ушел. Даце опросила персонал и вместе с мужем обошла территорию больницы, но все было зря. Эти неполные два часа для жизни Пинстерса оказались решающими. Медики не оценили состояние пациента и согласились на его просьбу отпустить его домой. Возможно, медики скорой помощи коллегам по больнице не рассказали, что у больного могут быть галлюцинации и провалы в памяти.

В этом случае было четыре серьезных фактора риска: провалы в памяти, галлюцинации, эпилепсия и холодное время года. Семья считает, что поведение медицинского учреждения можно назвать, мягко говоря, странным.

Лиепайская больница: мы выучили урок

Специалист по общественным отношениям Лиепайской региональной больницы Индра Грасе рассказывает, что теперь ни одного пациента ночью на улицу не выставляют. «Мы выучили урок, этот вопрос решен», — говорит она.

Если пациента выписывают из больницы ночью и нет близких, которые могли бы забрать его домой, пациент ночует в больнице на обсервационной кровати, за это не нужно платить дополнительно.

Больному, которого привезли на скорой помощи, нужно заплатить пациентский сбор 4,27 евро, а также за обследования, если они были проведены. С утра пациент дожидается своих родных или отправляется домой на общественном транспорте. Если пациента выписывают днем, но у него нет денег на дорогу или нет людей, которые могли бы отвезти домой, возможны три решения. Во-первых, социальный работник больницы связывается с самоуправлением определенного края, и работники социальной службы приезжают за ним. В волостях знают о своих бедных, пожилых и одиноких людей и в помощи не отказывают.

Во-вторых, больной может использовать транспорт с отложенным платежом. У больницы есть договор с фирмой, которая доставляет пациентов домой. Если денег нет, можно договориться, что услуга будет оплачена позднее.

В-третьих, бывает, что в день выписки пациент по каким-то причинам не может отправиться домой, нужно подождать несколько дней. Такие ситуации случаются и если у пациента нет дома и нужно искать место в пансионате или приюте. Тогда человек несколько дней может провести в больничном отделении по уходу.

фото: Shutterstock

В Мадоне замерзла женщина

Список трагических событий продолжает Мадонская больница. 46-летнюю Байбу в декабре 2014 года привезли в больницу, через два часа выписали, а через четыре дня нашли мертвой за пару сотен метров от больницы, скорее всего — замерзшую.

Байба страдала от эпилепсии и депрессии, употребляла лекарства, которые иногда передозировала. Ее спутник жизни Улдис рассказал, что Байба в тот день слышала голоса и спрашивала у него, действительно ли он ничего не слышит. Улдис испугался и вызвал скорую. Врач знала Байбу еще с прошлого раза, Улдис был уверен, что, учитывая состояние женщины, ее продержат в больнице хотя бы три дня. У женщины с собой не было ни документов, в том числе инвалидного удостоверения, ни денег, ни мобильного телефона. Улдис дал с собой только одежду.

Медицинский директор Мадонской больницы Астрида Свилане Латвийскому телевидению рассказывала, что за Байбой присматривали, с ней говорили, выяснили, знает ли она список автобусов и может ли попасть домой. У пациентки был номер телефона сожителя, и в приемном отделении она пыталась дозвониться до Улдиса, но неудачно.

Добавим, что у пациентки не было ни денег на билет, ни инвалидного удостоверения, которое бы позволило проехать бесплатно, а ее дом находится вне Мадоны, в деревне. Были и другие серьезные факторы риска — эпилепсия, невозможность полностью ориентироваться в округе, а также холодное время года. Представим, как могли развиваться события. Возможно, шофер автобуса отказался везти безбилетницу, женщина отправилась в свой деревенский дом пешком. Начался приступ эпилепсии, она упала, потеряла сознание и замерзла. Если бы персонал больницы отправил ее сожителю сообщение, чтобы он приехал за ней, и дождался бы прибытия мужчины, эта трагедия бы не произошла.

Могут выставить и ночью

Как в Мадоне в похожих ситуациях действуют сейчас? Предстедатель правления Мадонской больницы Артис Стубурс рассказывает, что каждый случай индивидуален и его должен оценивать врач.

Если врач считает, что за больным нужно присматривать, он на ночь может остаться на обсервационной кровати. Смотрят, известен ли пациент персоналу или нет. Если происходит плановая выписка днем, и у пациента нет возможности добраться домой, тогда социальный работник больницы связывается с самоуправлением. Но больница не должна брать ответственность за ход жизни пациента. Ни в каких правилах не сказано, что пациента нельзя ночью выставить на улицу. Обычно больные как-то попадают домой.

Последние строчки звучат пугающе. После разговора осталось впечатление, что в Мадоне не разработана строгая система, которая гарантировала бы, что пациента ночью не выставят на улицу и он целый и невредимый попадет домой.

Мальчик пришел домой в крови

Несколько лет назад ужас в обществе вызвало происшествие в больнице Огре. У 16-летнего подростка, который недавно пережил операцию, внезапно начались боли в животе, и его на скорой увезли в больницу. Хирурги предоставили помощь и в час ночи подростку сообщили, что он может идти домой. Дом мальчика находился на расстоянии более 10 км от больницы, а в ночное время общественный транспорт не курсирует, и он пошел пешком. Хорошо, что у подростка была возможность созвониться с родственниками, которые подняли на ноги половину волости и в итоге нашли соседку, которая на своей машине поехала навстречу мальчику.

Когда он наконец попал домой, после прогулки по краю шоссе его футболка и штаны от раны были все в крови... Близкие отправились к руководству больницы в поисках правды, но получили шокирующий, но прямой ответ: «Нет, нет, нет. Такой заботы, что каждому звонят и отводят домой, не будет». Позднее, при телевизионных камерах, то же самое руководство уже «красиво» рассказало, что в зоне ожидания больницы есть кушетка, где можно сидеть и ждать приезда близких или такси.

Как эти вопросы решают сейчас? В больнице Огре говорят — если ночью пациент не может попасть домой, он может переночевать в обсервационном отделении, где есть три кровати. Например, если скорая привозит больного из Таурупе или Менгеле, ночью никого на улицу не выгонят. За ночевку в обсервационном отделении платить дополнительно не надо. За услуги больницы нужно заплатить только пациентский сбор 4,27 евро, а также за обследования, если такие были, например 2,85 за рентген. Некоторые категории жителей освобождены от пациентского сбора в соответствии с правилами Кабинета министров.

В Балви можно переночевать в изоляторе

Что происходит в других больницах маленьких городов? В больнице Балви информируют, что ночью ни одного больного на улицу не выставляют. Вот недавний случай.

Мужчина из деревни — пьяный, избитый, с разбитой головой, был привезен на скорой. Рану зашили, пациенту разрешили переночевать в изоляторе, где были свободные кровати. Больница не так загружена, чтобы пациенты спали в креслах. С утра пациент отправился домой. Денег не было, он сказал, что поедет автостопом. С близкими работники больницы не могли связаться, потому что пациент не мог назвать ни один номер телефона. За услуги больницы ему нужно будет заплатить 18,50 евро — 4,27 евро пациентский взнос и 14,23 евро за компьютерную томографию. Отстается надеяться, что человек успешно добрался до дома.

В Резекне гостиница при больнице за 10 евро

Что происходит в других местах Латгале? Лаура Сондоре-Строде, специалист по общественным отношениям больницы Резекне, отвечает, что те пациенты, которые ночью не могут попасть домой, могут использовать служебную гостиницу больницы. Цена — 10 евро в сутки, в цену включен завтрак.

Что делать, если нет денег, чтобы заплатить за служебную гостиницу, и больной не хочет выходить на улицу среди ночи, особенно холодной зимой? Тогда у него есть право остаться в больничных помещениях, не мешая работе Отделения неотложной медицинской помощи и госпитализации пациентов, до момента, когда у него появится возможность попасть домой. Можно использовать бесплатную питьевую воду.

Если нет своего транспорта, в больнице предлагают пациентов с ограниченными возможностями передвижения после выписки из больницы доставить домой. Но это не дешево. Поездка в пределах Резекне будет стоит 12 евро, в Резекнеский край — 1,10 евро за километр, вне Резекнеского края — 0,90 евро за километр. Конечно, можно вызвать и такси.

Если у пациента нет мобильного телефона, работники позволят использовать больничный телефон, чтобы позвонить родным и вызвать такси. В больнице есть список городских автобусов и номера телефонов такси. В случае необходимости, чтобы доставить пациента домой, вмешивается также социальная служба по месту жительства пациента.

До несчастья всего ничего

Трагедии, в которых пациенты умирали по пути домой, не оставили общественность равнодушными. Лайла Гедварде из Бабитского края на портале manabalss.lv призвала собирать подписи за безопасность пациентов после выписки из клиники. На это Лайлу побудило событие, произошедшее с ее родственниками. Пару лет назад маму с 5-летним ребенком среди ночи выписали из Детской больницы на Виенибас гатве и фактически выставили на улицу. Семья живет в Бабитском крае, своего авто нет. Ночью автобусы не ходят, денег на такси нет. Отчаявшаяся мать звонила друзьям и родственникам, искала транспорт. Родственники тоже подняли на ноги своих знакомых, и в конце концов нашелся друг с машиной, который отвез маму и ребенка домой.

Нельзя ли было найти человеческий способ — оставить ребенка и мать до утра в больнице? Это очередной пример безразличия. Сейчас в больнице есть Дом для родителей, но…

Другой матери и 3-летнему ребенку из Бауски 15 января 2016 года в час ночи врач сказал, что они могут подождать утра на креслах в коридоре. Врач считал, воспаления слепой кишки нет, хотя маленького пациента мучила 39-градусная температура и сильные боли в животе. Хорошо, что через пять минут пришла сестричка и проводила в Дом для родителей. Оказалось, что там много свободных мест и можно переночевать. А врач говорил, что все занято! Ночь прошла в мучениях, потому что ребенок горел как огонь. С утра мать отчаянно попросила обследовать ребенка. Это продолжалось сутки. Только утром 16 января ультрасонография наконец показала, что у ребенка воспалился и разорвался аппендицит, есть отек и нагноение. Мышцы правой ноги тоже воспалились. Выздоровление было тяжелым и долгим. Страшно представить, что случилось бы, если мама не была такой настойчивой и согласилась бы среди ночи отправиться домой…

За безопасность после выписки

Лейла Гедварде на портале manabalss.lv пишет, что своей инициативой хочет добиться ответственности больниц за пациента при его выписке из стационара.

Врач должен оценить, может ли пациент пойти домой. Если не может — нужно обязательно дождаться его родственника или друга. Одиноких людей после выписки должен сопровождать проводник из больницы или из специальной организации.

Все вышесказанное показывает, что почти во всех больницах выработана система, чтобы предотвратить трагедии. Не для того человека лечат, чтобы он потом умер за углом больницы. Но то, соблюдает ли персонал эти правила и слушает ли то, о чем говорит пациент, всегда ли понимает его ситуацию, — это уже другой вопрос.