Ева Адамс: От феминистки до восточной женщины
«Еще в детстве я решила, что никогда и ни за что не выйду замуж и навсегда останусь свободной. Впоследствии руку и сердце мне предлагали ровно десять достойных партнеров, и вот наконец я серьезно задумалась над десятым предложением...» – говорит преподаватель RISEBA, журналист и телеведущая передачи «Нескучно» на ОЕ TV Ева Адамс.
– Мне 35, и я до сих пор официально не замужем. Хотя супругом я называла двух мужчин – отца своих детей и нынешнюю любовь. Почему я никогда не регистрировала отношения? Это моя личная позиция или, можно сказать, фобия, которая сформировалась еще в детстве. Нет, конечно, родители не говорили мне: «Доченька, никогда не выходи замуж!» Просто своим примером показывали, что самое главное не печать в паспорте, хотя она у них была, а сами отношения. У нас в семье даже мысль об измене не допускалась. И это при том, что родители у меня богемные. Отец – пианист, мама – оперная певица. Творческие, свободолюбивые, эмоциональные... Но, тем не менее, им удалось сохранить крепкий союз.
Помню, как они переживали за своих друзей, которые собирались разводиться. Для них это было трагедией. С детства я четко усвоила, что страшнее развода ничего в жизни быть не может. Это хуже смерти. Быть может, поэтому я стала бояться официальной регистрации? Так не хотелось личный разлад превращать в социально-бюрократические разборки. Собирать бумаги, ходить в суд, делить имущество.
Правда, есть у этой монеты и обратная сторона. Стоило мне серьезно поругаться с мужчиной, как я задумывалась, не собрать ли мне чемоданы и уйти. Что мне, молодой, симпатичной, успешной? Достойных кандидатов – хоть отбавляй! Примерно так все мои «любови» и заканчивались.
Любовь всегда была рядом
Я привыкла быть самодостаточной. Мамонта сама, может, и не осилила бы, но притащить в пещеру слона за хобот – легко! (Смеется.) Так и выглядят современные отношения: муж и жена – трудоголики и карьеристы, вечером каждый притаскивает в квартиру своего за день добытого «мамонта», а пожарить-то не на чем! Семейный очаг потух! И хорошо еще, если добыча равноправна. А если у меня больше? Такое тоже бывало. И, конечно, это сказывалось на отношениях не лучшим образом.
Лишь со временем я поняла, что женская сила – в слабости. За свою жизнь я прошла путь от ярой феминистки до абсолютно восточной женщины. Я научилась хранить очаг, быть настоящей мамой, просить прощения и даже извиняться тогда, когда не виновата. Все это работает, черт возьми! Главное – не вымучивать это из себя, не прикидываться, а действительно прочувствовать этот механизм!
В моей жизни никогда не было любви с первого взгляда, а вот желания – да! Не отказывала себе ни в чем. А тех, кого «в процессе» полюбила, вначале не могла распознать – воспринимала их знакомыми, друзьями, единомышленниками... Кем угодно! А потом вдруг понимала, что влюбилась. Правду говорят – не надо искать любовь. Зачастую она рядом, нужно просто оглядеться. Так же и с остальными благами, которых страждем. Все гораздо ближе, чем возможно предположить.
Денис
С первым мужем мы встретились, когда обоим было чуть за двадцать. Сблизила нас страсть ко всему японскому. Я изучала жизнь гейш, он – самураев. Нам было очень комфортно вместе. Да и как может быть иначе, когда два человека смотрят в одну сторону и полностью разделяют интересы друг друга? Так было до тех пор, пока у нас не родился сын. Нет, проблема была не в быте и не в новых обязанностях. Просто наши пути постепенно стали расходиться. Я углубилась в новую материнскую роль, одновременно обретая себя в медиа-пространстве, Денис же все больше уходил в метафизику. Мы просто перестали друг друга понимать. В этих отношениях после появилась и дочка. Видимо, это была попытка небес удержать нас вместе. Но тщетно!
Пятый и шестой год нашего совместного проживания вспоминаю как ночной кошмар. Незаметно для себя я превратилась в истеричную женщину-стерву с разбитым сердцем и сломанными мечтами. Впервые в этих отношениях я задалась вопросом: а что же такое любовь? Неужели так невелико расстояние между страстью и ненавистью?
Расставание повлекло за собой много психологических проблем. Я даже начала думать, что стала фригидной. Я получала удовольствие от встреч с мужчинами, но долгожданной «вспышки» не было... Вскоре секс в моей жизни остался лишь на словах – в радиопередаче и тематических статьях.
Валтс
Двери в новую жизнь для меня открыл Валтс. Он стал не просто любимым мужчиной, но и моим учителем. Впервые я почувствовала, что такое необусловленная любовь. Я буквально ожила. И мое тело тоже. Мы вместе изучали тантру, и я поняла, как же узко воспринимала отношения с мужчинами. Горизонты с ним расширились во много крат. Валтс научил меня быть настоящей женщиной. Разумеется, я прекрасно знала, как правильно вести себя на поверхностном уровне, но глубже все оставалось в потемках (улыбается). У моего любимого был богатый внутренний мир, и я с большим интересом познавала его. Все бы хорошо, но мы оба прекрасно понимали, что наши отношения скоро могут сойти на нет – не может учитель долго оставаться со своим выросшим учеником. Через год так и произошло.
Ева Адамс: От феминистки до восточной женщины
Андрис
Ах да, до Валтса я эксперимента ради чуть не вышла замуж за актера Андриса Лиелайса. Предложение он мне сделал уже через три месяца наших встреч. Конечно, рано было соглашаться. Но я была влюблена, видела в нем только положительные стороны. В конце концов, стало интересно, каково это – быть официальной женой? Однако эти перспективы меня почему-то не радовали. Внутри меня постоянно мучили сомнения. С назначением даты я не спешила. Андрис буквально извелся, а я все продолжала выдумывать «объективные» причины. То месяц не тот, то астролог сказала, что период неблагоприятный, то мне один проект завершить надо. Пока я откладывала, в моей жизни появился Валтс, который и помог мне снять розовые очки. Он стал мои личным психологом. Сблизились мы позже.
Следующую любовную встречу судьба мне уготовила с... мужем моей знакомой. Только не подумайте, что я увела его из семьи! Мы случайно встретились в одном клубе на третий день его официальной свободы. Я была шокирована, узнав об их разводе. Они казались идеальной парой. У меня даже в мыслях не было, что у нас может получиться роман.
Мы общались откровенно, как старые друзья, но ничего личного. В моем сознании Артис – назову его так, чтобы по суеверным причинам не разглашать его настоящего имени, – четко закрепился как муж знакомой. Какая тут любовь? Мы говорили о жизни, делились впечатлениями... Если бы кто-то сказал мне, что мы полюбим друг друга и вскоре начнем жить под одной крышей, я покрутила бы пальцем у виска.
Артис не изучает тантру, о медитации и буддизме только слышал. Но благодаря своей чистой любви он способен дать то, к чему долгое время стремятся люди, занимающиеся духовными практиками. С ним я чувствую себя в настоящей семье, хотя всегда бежала от этого. Наконец это понятие стало для меня иметь значение. Это в 35-то лет! (Смеется.) Вместе мы полгода.
Надежда – утешение глупцов, и я больше не загадываю о будущем. Просто радуюсь каждому дню, проведенному вместе. Радуюсь каждому «я люблю тебя», произнесенному нами за день не раз.
Если бы вы меня спросили, что такое любовь, исходя из своих нынешних отношений, я ответила бы: это когда мужчина уходит в магазин за пивом, а приходит домой еще с шампунем и бальзамом для меня, потому что старые вчера закончились и он это заметил. Или когда я предлагаю ему сходить с приятелями в клуб тряхнуть стариной, а он отвечает: «Я лучше с тобой дома останусь». И мы до утра вдвоем курим кальян...
Ирина Перепелица, фото: Рой Майзитис, из личного архива Евы Адамс и архива издательства