Жизнь изменилась в один миг
Герои этой статьи — еще совсем молодые люди, на долю которых выпали страшные физические и душевные испытания. Но они служат настоящим примером для других. Юрису Бойтманису (24), пострадавшему в имевшем громкую огласку избиении на дамбе АB, врачи говорили — он никогда не сможет ходить, однако сейчас он не только делает это, но и помогает другим людям. А потерявший обе руки Армандс Зариньш (32) делает все, чтобы снова их обрести, пусть даже механические, и обнять ими свою маленькую дочку.
Жизнь после чудовищного избиения
19 октября 2010 года поздним вечером в Риге, на берегу Даугавы, прохожие обнаружили лежащего без сознания молодого человека. Благодаря их инициативе парень, которого жестоко избили, был спасен от верной смерти. Только спустя несколько недель после поступления пациента в стационар врачи университетской клинической больницы Страдиня и потрясенное общество узнали личность лежащего в коме пациента. Началось расследование и сбор пожертвований для пострадавшего. Пока развивались эти события, Юрис Бойтманис (24) боролся за жизнь. И победил.
Сейчас молодой человек как доброволец постоянно ездит из дома своей мамы в поселке Эглюпе в Общество инвалидов Инчукалнса. Путь неблизкий, но туда Юрис отправляется поездом каждый рабочий день, несмотря на то, что у него еще ослабленное здоровье и низкий вес. Там Юрис помогает вести бухгалтерию, а также учит компьютерной грамоте других членов общества.
Став инвалидом второй группы, он никогда не отказывается помочь и в других делах, которые полезны обществу. К примеру, раздает продукты питания нуждающимся. «Помогаю просто так. Если дома сидеть, можно сойти с ума! Знаю, как это — все время в четырех стенах... Делать все равно нечего. Здесь я хотя бы с людьми», — рассказывает Юрис. Председатель правления Общества инвалидов Инчукалнса Валда Пауловича говорит, что парень очень отзывчивый и ответственный: «Не было ни одной работы, которую бы он отказался делать».
Что случилось до того, как он очнулся в больнице, серьезно пострадавший Бойтманис до сих пор не помнит. Но рассказывает о том, что было после. «Я превратился в настоящее бревно. Реально учился по новой ходить, говорить — полностью все. Теперь я калека на одну руку — правую, и, скорее всего, она так и не восстановится. Врачи ничего не говорят, но она все больше «высыхает» и сейчас только большой палец более-менее двигается», — отмечает Юрис.
Трагедии предшествовали проблемы с наркотиками
В разговорах Юрис открыт, в высказываниях прямолинеен и называет вещи своими именами. Даже когда разговор заходит о пятилетних отношениях со своей экс-подругой Лайне Тиллере, которая является матерью его дочки Амелии (4), бывшем круге друзей и зависимости от наркотиков.
«Они были в моей жизни! Что скрывать — какой есть, такой есть», — произносит Юрис. Из-за наркотиков были проблемы как с семьей бывшей подруги, так и с собственной мамой — стиль жизни сына ее очень ранил и злил. Все началось с курения марихуаны в кругу друзей в подростковом возрасте, потом парень попробовал и серьезные вещества, а через некоторое время Юрис уже не мог представить свою жизнь без наркотиков. Но прекращение отношений с матерью Амелии было не из-за наркотиков: «Все споры были из-за одного — она меня обманывала и совершенно этого не скрывала».
«Был сильно зависимым, — вспоминает прошлое Юрис. — Сейчас хотя бы бросил наркотики. Этому нужно было, нужно было произойти! Сейчас я счастлив, ей-богу, что ничего не попробовал и не буду использовать ничего».
Круг друзей молодого человека, а он был далеко не лучшим, после страшного инцидента полностью поменялся. Сейчас у Юриса появились другие интересы, поэтому со старыми дружками стало не о чем говорить.
Что случилось 19 октября 2010 года?
Юрис помнит, как в тот судьбоносный вечер он держал путь из Эглюпе в Ригу, чтобы добраться до квартиры бывшей подруги на улице Валгума, которая находится недалеко от дамбы АВ, на берегу Даугавы. На следующей день он планировал уехать работать в Польшу на две недели. По мнению Юриса, именно из-за этого, когда он был доставлен в больницу имени Страдиня и полиция начал искать его близких, никто не отозвался, даже мама. У парня в тот день не было с собой никаких удостоверяющих личность документов, единственное — в кармане был найден билет на поезд. Только с помощью СМИ находящегося в коме Бойтманиса опознал один из друзей детства. Как Юрис попал на дамбу и как происходило избиение и грабеж, он не помнит. Но недавно в его памяти появилось несколько картин из прошлого, которые немного проливают свет на произошедшее. Но то, что они правдивы, Юрис не берется утверждать из-за проблем с памятью.
Когда Юрис приехал в квартиру на улице Валгума, там находились двое мужчин (Мартиньш Ирмейс (24) и Андрей Дичпетерис (30), — примечание «О!») и его бывшая подружка Лайне — те, кто сейчас осужден за нападение). Именно женщина сказала Юрису, что надо выйти на улицу погулять. Вдвоем, без девочки. «Дамбу не помню, только момент в доме, когда она сказала мне: пойдем прогуляемся. Помню, как вышли из квартиры, как гуляли и все. Это я вообще-то недавно вспомнил, хотя и не знаю, было ли так. Хотя кажется — было», — сказал Юрис, который больше ничего вспомнить не может.
Из комы после избиения парень вышел только через две недели. «То, как открыл глаза, совсем не помню. Воспоминания приходят уже с того момента, когда какое-то время находился в больнице в Сигулде. Но тогда уже прошел примерно месяц», — рассказывает пострадавший.
«В принципе, был как настоящее бревно. На процедуры возили на коляске, остальное время лежал. Это продолжалось очень долго», — отметил Юрис. Вначале прогноз врачей был суров — Юрис ходить не будет. «Нужно было огромное желание, иначе ничего не получилось бы. Так со многими лежачими случается — если сам ничего не делаешь, то и ничего не сможешь. Физиотерапевты долго учили меня ходить, и смотрите — получилось! А на правой руке можно сделать пластическую операцию, чтобы она выпрямилась, но толку никакого — двигаться не будет. Я левша — писать могу. Ремонт делать тоже», — поясняет молодой человек.
Ходить он начал только 7 марта 2011 года. Когда на следующий день в больницу приехала его мама, для нее это был настоящий сюрприз. Она до сих пор оказывает сыну поддержку. Юрис живет у мамы, ведь пенсии инвалида — 43 лата — хватает только на сигареты. «Немного смешно», — улыбается Юрис.
Ему очень помогли деньги — 6027 латов, пожертвованные на реабилитацию с помощью организации ziedot.lv. Без них он бы мог остаться лежачим больным. Юрис мечтает начать учебу в Юрмале, в одном из заведений, где у инвалидов есть возможность получить среднее образование и профессию. Ее он уже выбрал — хочет быть компьютерным техником.
Виновные получили приговоры
На скамье подсудимых по делу о нападении на Юриса Бойтманиса оказались три персоны — Мартиньш Ирмейс, Андрей Дичпетерис (оба мужчины ранее судимы), а также Лайне Тиллере, которая попросила своих дружков разобраться с Юрисом. «В совместной жизни у нас с ним были проблемы, я хотела его проучить», — заявила она после задержания. Все задержанные в полиции говорили — не думали, что у совершенного ими будут такие тяжелые последствия. Троица обвиняемых полностью признала свою вину, в связи с чем дело рассматривалось без проверки доказательств и допросов свидетелей. На первое судебное заседание Юрис не явился, его решение было поддержано и психотерапевтом. Позже Бойтманиса в суд так и не вызвали — участники процесса сошлись на том, что тревожить пострадавшего юношу, ставшего после избиения инвалидом, не стоит. К тому же он не просил никакой материальной или моральной компенсации.
«Не хочу их видеть! Но моя бывшая подруга... Как такое можно сделать, это не нормально. Это не допустимо в любом случае. Нормальные люди так не поступают. Реального срока ей, скорее всего, не дадут, получит условный. Я бы на все сто посадил ее. Самое маленькое — на пять лет! Может, станет нормальней, головой начнет думать», — отмечал Юрис до того, как приговор был вынесен.
Но предсказания пострадавшего не сбылись, скорее, воплотились его желания. Судья, которая огласила приговор в начале лета, снисхождения не проявила. Безработная Лайне Тиллере была приговорена к 5 годам тюрьмы, несмотря на то, что даже прокурор просила приговорить ее к условному сроку. Мартиньш Ирмейс отправился в тюрьму на 6 лет, а Андрей Дичпетерис был приговорен к 7 годам и 10 месяцам заключения.
Жизнь без обеих рук
Представьте, что у вас нет обеих рук. Попробуйте открыть двери, попить чаю, погладить кота, отрыть книгу, приласкать детей... Для Армандса Зариньша (32) с прошлого лета такая жизнь — абсолютная реальность. Обе руки Армандса попали под пресс для сена.
Крестьянское хозяйство Juri — одно из самое больших в своем крае, и еще недавно Армандс Зариньш был трудолюбивым помощником своим родителям Гундеге и Эгону. Он окончил среднюю школу в Апе, один год проработал в Ирландии, но сердце позвало его обратно в родные края. Прошлой весной Зарини, вдохновленные планами на будущее, взяли кредит и купили конное хозяйство Arāji.
Вечером 18 июля Армандс спешил собрать сено до того, как пойдет дождь. Он плохо помнит, как именно это произошло, но когда он слез с трактора и проводил необходимые работы, в один момент обе его руки втянуло в пресс, и они были оторваны и раздавлены. Армандс сам не понимает, как ему удалось отключить технику и добежать до дома, который находился на расстоянии километра. Дома никого не было — мама отлучилась на ферму, помог сосед, который позвонил в скорую. В больнице Армандс и отпраздновал своей 32-й день рождения, понимая, что жизнь уже не будет такой, как раньше. Левая рука потеряна почти до плеча, правая ниже. Но Армандс не собирается сдаваться.
Зимой стал отцом
Армандс уже через девять месяцев после насчастья научился щекой открывать дверь и говорить по мобильному телефону, прижимая аппарат головой к плечу. Но нажать на кнопку, когда телефон звонит, он не может, это делает мама... Про пережитое, про то, как это тяжело — жить без рук, Армандс не говорит, отвечая только: «Ну а вы как думаете?».
Этой зимой он стал отцом, ведь судьбоносным летом его подруга Мария уже была в положении. Младший брат Ансис из-за того, что надо помочь брату и родителям, бросил работу в Ирландии. Третий, средний, брат Марис работает в Риге, на молочном комбинате, и тоже помогает своей семье.
В Германию за новыми руками
Зариньши облазили всю всемирную сеть, ища Армандсу новые руки. «Была в Интернете японка, которой были приделаны руки робота», — говорит мама Гундега. Недавно Армандс вместе с младшим братом Ансисом ездил в Германию, изучая, во сколько обойдутся современные протезы. Ездили на автомобиле тысячи километров туда и обратно — без помощи семьи это было бы невозможно.
Ансис и Армандс в Германии посетили предприятие Otto Bock, которое предлагает протезы, двигающиеся за счет мускул, которые нужно научиться правильно напрягать. Когда навык будет получен — можно закрывать и открывать искусственную ладонь. Это позволит открыть дверь, взять кружку или ложку. А другая фирма, Pohlig, обещает соединить протез прямо с нервами.
Otto Bock подготовил латвийцам счет — он составляет 120 тысяч евро. Сколько бы гектаров земли не было у Зариньшей, для них это очень большая сумма. Доходы Армандса — пенсия по инвалидности и пособие, это примерно 170 лат, которые он не тратит, а хранит и собирает. Жители края бросают деньги в специальный ящичек в Яунанне и Анне. 3 мая в местном доме культуры прошел благотворительный концерт и базарчик. В краевой фонд Алуксне и Апе хорошие люди пожертвовали 8 тысяч латов, но понятно, что этого недостаточно. Зариньши не стоят с протянутой рукой, но кто хочет — всегда может им помочь.
Наука дает надежду
Много лет назад надежды получить новые руки было мало, но технологии развиваются быстро. В 2008 году бионическую руку, управляемую мысленно, признали одним из самых выдающихся открытий того года. А за два месяца до несчастья с Армандсом BBC передавало, что в Вене профессор Оскар Ансман «прикрепил» бионическую руку пациенту, который за десять лет до этого пострадал в аварии. Его правая рука была парализована, и единственным решением стала ампутация. На место отрезанной руки ему установили современный протез. У Армандса тоже есть надежда.
Если хотите помочь Армандсу получить новые руки, есть возможность пожертвовать в краевой фонд Алуксне и Апе на счет: LV29LHZB4300104692001 (алукненское отделение Hipotēku banka), регистрационный номер фонда: 40008090271, c пометкой Armandam Zariņam Jaunannā. Телефоны фонда: 64322236 и 28642250