Жан Маре: один раз - не Фантомас!
Французский актер Жан Маре был настоящим любимцем советских женщин. Если бы в те времена был известен голливудский термин «секс-символ», Маре обязательно бы его получил. Но вот чего не знали миллионы советских зрителей — что в реальной жизни Маре больше внимания уделял не женщинам, а мужчинам.
Сын преступницы
Жан Маре играл мужественных и отважных героев: в СССР он был известен по фильмам «Фантомас», «Граф Монте-Кристо», «Железная Маска», «Горбун» и многим другим. Неудивительно, что у нас он стал почти олицетворением французского аристократизма и благородства. Даже во Франции его звали Принц Обаяние, при этом его происхождение было отнюдь не благородным. Более того, если бы не театр и кино, еще не известно, в какой подворотне могли завершиться его дни.
Все дело в не самом счастливом детстве актера. Его родители развелись, а мать была профессиональной аферисткой, хотя многие сходились во мнении, что на воровство ее толкала болезнь клептомания. Периодически попадаясь на кражах, Мари-Алин отправлялась в тюрьму, исчезая из жизни детей на некоторое время. Кроме того, перед самым рождением Жана умерла его сестра Мадлен, и маме очень хотелось, чтобы у нее снова родилась девочка. Но это был сын, и у женщины началась депрессия. Она не пыталась сделать из него маленькую леди, наоборот, прививала ему такие черты, как храбрость и мужественность, но мальчик прекрасно понимал, что не оправдал надежды матери. Возможно, этот момент сыграл ключевую роль в становлении личности Маре. В юные годы он любил наряжаться в женскую одежду и даже гулял так по городу, радуясь тому, что окружающие считают его девушкой.
По мере взросления Жан становился все более хулиганистым и неуправляемым. Он очень любил маму, а она оказывала на него не самое благоприятное воздействие. Мальчик тоже начал постоянно врать, воровать и драться. К счастью, сойти с этой опасной дорожки Маре помогло искусство.
Служебный роман
Юный Жан не любил никому подчиняться. Поэтому он стал рано работать, чтобы жить самостоятельно и ни от кого не зависеть. Оказавшись однажды в кинотеатре, парень решил, что это именно то, чем он хотел бы заниматься всю жизнь. Тогда же ему пришла мысль окончить актерские курсы. Зная о своей привлекательной внешности, он с утра до вечера отправлял свои фотографии режиссерам и продюсерам. Но ему предлагали лишь эпизодические роли, пока в 1937 году судьба не подарила ему встречу с драматургом и режиссером Жаном Кокто. 45-летний гений заметил 20-летнего тезку на репетиции и пригласил на главную роль в свой спектакль «Рыцари круглого стола». Именно Кокто вылепил из необразованного и невоспитанного юноши утонченного, высокообразованного и необычайно успешного актера, скульптора, художника и даже парфюмера. Жан Маре был за это безмерно благодарен, и, когда режиссер признался ему в чувствах, он ответил взаимностью. Так и начался роман, из-за которого, как считают многие, легендарный актер впоследствии доживал свой век в одиночестве.
Как муж и отец не состоялся
Жан Маре предпринимал попытки создать и традиционную семью, тем более что вниманием прекрасного пола он точно был не обделен. Высокий статный мужчина с мужественными чертами лица, в прекрасной физической форме. К тому же он сам выполнял разные трюки: дрался на шпагах, поднимался под купол цирка и прыгал с мостов, чем впечатлял представительниц прекрасного пола. Многие дамы при виде его просто падали в обморок. И, несмотря на то, что Жан большую часть жизни провел в обществе мужчин, несколько лет его сердце принадлежало женщине — актрисе Миле Парели. Они познакомились в 1942 году на съемках фильма «Кровать под балдахином». У них завязался роман, и Маре то ли в шутку, то ли всерьез сделал Миле предложение. Жан Кокто страдал, но смирился. Увы, через 2 года брак закончился разводом. Позже стали говорить о романе Маре и актрисы Мишель Морган, но та вышла замуж за другого, и Жан вернулся к Кокто.
Но даже эти неудачи не заставили Маре отказаться от идеи стать отцом, и почти 50-летний актер усыновил 20-летнего юношу-цыгана, Сержа Айла, сына одной из своих старых знакомых. Актер хотел достойно воспитать парня, дать ему приличное образование. однако молодой человек больше интересовался девушками и деньгами своего усыновителя. Серж очень быстро ретировался от своего названного отца, а сам Маре понял, что напрасно затеял это усыновление. Он даже решил аннулировать отцовство и вычеркнул Сержа из завещания, но после смерти актера тот сумел отсудить часть наследства приемного отца. Правда, счастья ему это не принесло: в 2012 году, через полгода после победы в суде, он покончил с собой.
Человек многих талантов
Маре никогда не скрывал свою бисексуальную ориентацию, но под закат лет утверждал, что слукавил, когда говорил Кокто о своих чувствах: он не хотел разбивать великому человеку сердце и по большей части воспринимал его как отца. И тем не менее отношения режиссера и актера длились целых 25 лет. Маре оставался с Кокто, которого медленно убивали наркотики, до самого конца. В злосчастный день, когда Жана Мориса не стало, убитый горем Жан сказал, что теперь лишь будет делать вид, что живет. Спустя некоторое время Маре стал вновь заниматься поэзией, скульптурой и живописью, а также освоил несколько новых направлений, причем настолько удачно, что, по мнению Пабло Пикассо, «если бы Маре не был артистом, то обязательно стал бы знаменитым художником». В 70-е годы Маре выпустил книгу под названием «Сказки Жана Маре», которую украсил своими иллюстрациями. Знаменитый актер на склоне лет рассказывал о своих увлечениях так: «Я начал рисовать в 10 лет, сделал коллекцию одежды в 50, занялся керамикой — в 60, а скульптурой — в 73». Он производил впечатление добродушного старика, который доживает последние годы, наслаждаясь жизнью. Впрочем, так и было...
В 1988-м доктора обнаружили у актера онкологию. Он даже не подозревал, что живет со смертельным заболеванием костного мозга, а друзья не стали говорить ему об этом. В 1996-м, перед самой премьерой спектакля, Маре сильно простудился, но все равно вышел на сцену. Он тогда шутил, что зрители его не поймут, если он умрет в момент, когда на каждом углу в городе пестрят афиши с его именем. В 1998-м Маре уже почти не мог передвигаться, но все же побывал на художественной выставке в Каннах, где демонстрировались его полотна. Он умер в возрасте 84 лет 8 ноября того же года, причиной смерти стал отек легких.
ЛЮБОПЫТНЫЙ ФАКТ
Фантомас мог разбушеваться и в Москве
В 60-е зрители впервые увидели трилогию о Фантомасе, где Жан Маре сыграл сразу двух главных героев — журналиста Фандора и Фантомаса. При этом он не без основания считал, что его партнер Луи де Фюнес перетягивает одеяло на себя, что его комиссар Жюв — куда более яркий персонаж, чем бравый Фандор.
Изначально Маре получал за роль чуть ли не в два раза больше, чем де Фюнес. Но к третьему фильму, «Фантомас против Скотланд-Ярда», де Фюнес окончательно оттеснил его в тень и на экране, и в финансовых документах: теперь Жюв получал значительно больше Фандора. Маре, естественно, обижался и под конец жизни писал де Фюнесе довольно неприятные вещи. А де Фюнес в кругу семьи пародировал походку Маре, которая, по словам комедианта, больше напоминала походку Мэрилин Монро, чем героя боевика.
Несмотря на закадровые перипетии, все три фильма пользовались бешеной популярностью у публики, особенно в СССР. По слухам, это подтолкнуло создателей к решению снять четвертую часть под рабочим названием «Фантомас в Москве». Однако Маре исполнилось уже 54 года, ему тяжело было выполнять трюки, надоела резиновая маска Фантомаса — и вообще кино, а Луи де Фюнес потребовал большой прибавки гонорара, так что история о Фантомасе навсегда осталась трилогией.