Экс-министр обороны Талавс Юндзис: "Оставить в Латвии 22 000 российских отставных военных было ошибкой"
"Может быть, надо было действовать строже и настойчивее!" – сейчас, спустя более 30 лет после вывода российской армии из Латвии, говорит бывший политик Талавс Юндзис.
Недавно на экраны вышел документальный фильм Ансиса Пуполса "Вывод русской армии. Неизвестные страницы".
После просмотра Юндзис признался журналу Kas Jauns: "Конечно, это вызвало воспоминания. Я также узнал много нового об этих процессах, и во время просмотра фильма бегали мурашки из-за двуличия Запада. Валдис Биркавс также признался в конце фильма, что "нужно полагаться на Запад, но не всегда". Ну не стоит слепо доверять Западу, и события тех времен должны стать для нас очень хорошим уроком! Это также перекликается с нынешней ситуацией, когда в Латвии мы рассчитываем только на НАТО. Нет, нам тоже придется постоять за себя!" – подчеркивает Юндзис.
Как он теперь оценивает свой вклад в вывод российской армии? "В феврале 1992 года в Ригу прибыла делегация Российской Федерации. Нашу бдительность усыпило начало переговоров, потому что их обещания были такими радужными, они были такими добрыми, они были готовы вывести армию! Мы не хотели никого расстраивать, фактически мы не поднимали вопрос о том, является ли российская армия в Латвии оккупационной силой, поскольку считалось, что она находится в Латвии легально. Верховный Совет также проголосовал за то, чтобы не использовать термин "оккупационные войска", хотя этого требовало наиболее радикальное крыло во главе с Александром Кирштейнсом. Теперь надо признать, что надо было быть строже. Хотя тогда мы столкнулись с делегацией, состоящей из профессионалов высокого уровня в искусстве ведения переговоров, дипломатов с многолетним опытом.
Конечно, мы не были их равноправными партнерами, не поняли многих важных вещей, не учли их, но все же результат можно считать близким к идеальному. Да, нам следовало быть строже. Потому что Россия все равно вывела бы свои войска, тем более что в Балтии они уже практически развалились. Например, стратегическое ядерное оружие уже было незаметно вывезено еще до начала переговоров. Но до этого в Латвии находилось более 100 тактических ядерных боеголовок. Их увезли в 1991 году, а межконтинентальные баллистические ракеты еще раньше, поскольку они устарели. Именно поэтому на переговорах ядерное оружие даже не упоминалось, потому что у нас не было даже официальной информации о его нахождении в Латвии", - вспоминает Талавс Юндзис.
Что следовало сделать по-другому? "Честно говоря, оставить в Латвии 22 000 российских отставных военных было ошибкой. Мне трудно судить, можно ли было бы решить этот вопрос в пользу Латвии, но именно оставшихся военных Латвия сейчас чувствует больше всего", - говорит Юндзис, который был первым министром обороны восстановленной Латвии и занимал эту должность с 19 ноября 1991 года по 2 августа 1993 года.
На вопрос, если был он сейчас был на посту министра обороны, как бы он поступил в нынешней ситуации, когда Россия вторглась в Украину и Латвия также сталкивается с большой внешней угрозой, Юндзис отвечает: "С февраля 2022 года, когда началась война, я первый раз в жизни уверен, что поддерживаю то, что делает наше правительство в этой области! Я бы сделал то же самое. Конечно, могут быть какие-то нюансы, но в целом решения правительства правильные. Единственное - я не стал бы вводить обязательную военную службу, потому что считаю, что на данный момент это неэффективное использование денег. Я бы вложил эти средства, например, в Земессардзе или в закупку современной военной техники".