фото: LETA
Ушаков о гражданах РФ в Латвии: "Необеспеченный человек, одинокий пенсионер - какую угрозу он может представлять?"
Нил Ушаков
В Латвии
3 декабря 2023 г., 18:12

Ушаков о гражданах РФ в Латвии: "Необеспеченный человек, одинокий пенсионер - какую угрозу он может представлять?"

Rus.lsm.lv

Вопросы пребывания граждан третьих стран на территории ЕС — это компетенция ЕС, и первый же депортированный российский пенсионер, гражданин РФ — это будет уже компетенция Евросоюза и Еврокомиссии, заявил в передаче Латвийского радио 4 «Открытый вопрос» евродепутат Нил Ушаков. Однако ЕС может только рекомендовать что-то латвийскому правительству, решение будет за ним.

«Мы используем сейчас два инструмента, чтобы бороться с тем, что происходит с гражданами РФ [в Латвии]. Это иск в Суд Сатверсме, где первое рассмотрение будет 9 января. Это — план А, потому что иск — ключевой инструмент, который может помочь изменить ситуацию радикально. Второе — это петиция в Европарламент, чтобы, опять же, создавать правильное внешнее давление. Но в обоих случаях мы говорили, что это отнимает время! Европарламент принимает 1200-1300 петиций ежегодно. Из них примерно 30% отсеиваются «технически». Больше 5000 подписей, которые были собраны (их подавали в три захода — в мае, июле и августе), только недавно прошли первый, технический отсев. Дальше часть их уже считается открытой, они прошли следующий шаг, и на повестке комитета по нынешнему календарю это появится (когда вообще смогут обсуждать что-то, связанное со срочностью, и другое) в лучшем случае — до Рождества, а может быть, это будет январь».
            
По словам Ушакова, петиция требует двух вещей: чтобы гражданам РФ из числа бывших  граждан и неграждан Латвии давали европейский постоянный ВНЖ без требования по знанию госязыка и требования иметь определенный уровень доходов, пишет Rus.lsm.lv.

«И если она будет принята к рассмотрению, в итоге Еврокомиссия может заявить Латвии: у вас настолько неправильно обстоят дела в этом вопросе, что нужно менять законодательство. Еврокомиссия, если все это пройдет рассмотрение, будет говорить с латвийским правительством. Потому что первый депортированный российский пенсионер, гражданин РФ — это будет уже компетенция Евросоюза и Еврокомиссии. Да, ЕС не регулирует огромное количество вещей, связанных с национальными, языковыми вопросами и гражданством — ты не можешь в ЕС добиваться, чтобы отменили статус неграждан или чтобы изменили закон о госязыке. Это — внутреннее. Но вопросы пребывания граждан третьих стран на территории ЕС — это компетенция ЕС! Они — иностранцы, которые находятся в Латвии, являющейся страной-участницей Евросоюза. Каждый раз, когда на границе Латвии и Беларуси начинаются конфликты с беженцами, начинаются дискуссии, можно их выталкивать или нельзя, это — не компетенция Латвии, это компетенция Евросоюза».

Тем не менее, позиция ЕК может носить лишь рекомендательный характер, признал политик.

Другой участник передачи, журналист Diena Атис Розенталс, возразил: «Я сейчас сижу и думаю: вот вы защищаете граждан России — а вы уверены, что они лояльны к латвийскому государству?»

Ушаков на это пояснил: «По моему мнению, независимо от того, за кого эти люди голосовали и кого поддерживают, каковы их воззрения (у них в головах самое разное может быть) — ни один из них не заслужил за это наказание в виде того, чтобы их, как в сказке, на саночках отвезли в лес и там оставили. Даже если он все выборы, какие были, голосовал за Путина — все равно нет. Не имеем права ни морального, ни какого другого. Потому что — а) так нельзя поступать по отношению к этим конкретным людям, раз и б) мы отлично понимаем: когда ты переходишь какую-то грань, то она переступается не только по отношению к какому-то одному слою населения. Это будет следующий и следующий... Потом решат, что можно по социальным каким-то признакам разбираться, потом по еще каким-то. И не остановишь! Неправильно это. Это неправильно системно».

Кроме того, говорит Ушаков, если говорить об интересах Латвии и населения Латвии — мы ведь заинтересованы в том, чтобы у нас была стабильность и безопасность. А упомянутая группа людей, по его убеждению, не представляет никакой угрозы безопасности Латвии: «Это пожилые или глубоко пожилые люди, в массе своей необеспеченные, во многих случаях социально уязвимые, исключенные из общества. Ну, необеспеченный человек, одинокий пенсионер — какую угрозу он может представлять? Он даже не представляет, как говорит Лиана Ланга, угрозу в том плане, что с ним даже латышам не приходится говорить по-русски, потому что он живет или в Болдерае или где-то в Латгалии и если общается с кем-то, то с такими же своими соседями и знакомыми. А вот когда его отвезут на границу и там оставят — под прожекторами со всех сторон, как это скажется на всех нас?»