Скандал в Хорватии: президент страны сравнил лозунг "Слава Украине!" с нацистским "Зиг хайль!"
Президент Хорватии Зоран Миланович стал объектом критики, сравнив украинский патриотический лозунг "Слава Украине!" с нацистскими приветствиями "Зиг хайль!" и "За Родину - готовы!", сообщает Euronews.
На церемонии награждения в Загребе Миланович заявил журналистам, что украинский лозунг, который стал широко использоваться после начала конфликта в Донбассе в 2014 году и набрал популярность после начала полномасштабного вторжения России в Украину в прошлом году, - напоминание об убийствах евреев и поляков во время конфликтов начала XX века в Восточной Европе.
"Это лозунг самых радикальных шовинистов из Западной Украины, которые сотрудничали с нацистами, убили сотни тысяч поляков, евреев и всех, кто попался им под руку. Это факты", - сказал Миланович.
Приветствие "Слава Украине!" и ответ на него "Героям слава!" - национальный лозунг и официальный боевой клич Вооруженных сил Украины.
Украинский президент Владимир Зеленский регулярно заканчивает публичные выступления этой фразой. Она стала повсеместной в стране, знаком национальной решимости, подобно британскому лозунгу военного времени Keep Calm and Carry On ("Сохраняйте спокойствие и продолжайте действовать").
Лозунг можно встретить на рекламных щитах, футболках и даже банковских картах - это, пожалуй, самая узнаваемая фраза в украинской общественной жизни.
Миланович сравнил ее с лозунгом, который использовали сторонники нацистского марионеточного хорватского государства времен Второй мировой войны, известного как Независимое государство Хорватия или НДХ. Им руководили одни из самых ярых сторонников Гитлера в Европе, которые проводили жестокие кампании по этнической чистке.
Нет никакой разницы между скандированием "За Родину - готовы!" и "Слава Украине!", - настаивает Миланович.
Этот лозунг был запрещен к публичному использованию несколькими решениями Конституционного суда Хорватии. В трех отдельных случаях суд признал использование лозунга выражением расистской идеологии.
Утверждения Милановича о приветствии "Слава Украины!" повторяют заявления российских официальных лиц. По мнению Кремля, оно связано исключительно с Организацией украинских националистов или ОУН, украинской ультранационалистической организацией, радикальная фракция которой во главе со Степаном Бандерой сотрудничала с нацистами.
Именуемая ОУН-Б, она проводила массовые убийства поляков и участвовала в холокосте в Украине.
При этом, по мнению ученых и историков, фраза "Слава Украине" существовала до ОУН, ее упоминал украинский национальный поэт Тарас Шевченко в XIX веке. Оно также использовалось украинскими революционерами и активистами задолго до событий Второй мировой войны.
Миланович ошибочно утверждает, что украинское "Слава Украине!" и хорватско-нацистское "За Родину - готовы!" одинаково стары, и сравнивает их с немецким "Зиг хайль!".
"Хорватское приветствие такое же старое, как "Слава Украине!" и "Зиг хайль!", фраза времен нацистской Германии. Я не хочу никогда слышать эти фразы в Хорватии", - сказал он.
Хотя некоторые хорваты утверждают, что "За Родину - готовы!" использовалось и до Второй мировой войны, прогрессивные историки отмечают, что, в отличие от Украины, в Хорватии существовало полноценное нацистское государство, контролировавшее значительные территории, включая не только нынешнюю Хорватию, но и части Боснии и Герцеговины и Сербии.
Лозунг пережил возрождение во время распада Югославии в 1990-х годах и особенно часто использовался ультраправыми политиками и военизированными формированиями во время Балканского конфликта.
В отличие от "Слава Украине!", "За Родину - готовы!" используется исключительно этническими хорватами и обычно в контекстах, где целью является установление этнического доминирования над другими группами.
Президент Хорватии раскритиковал коллег-политиков в Хорватии и за ее пределами за использование лозунга "Слава Украине!".
"Тот факт, что некоторые западные лидеры подсели на это, особенно в Канаде, означает, что они либо неграмотны, либо что угодно, но я не буду это использовать", - сказал он.