Передача: Latvenergo проявляет интерес к покупке Gaso
Госконцерн Latvenergo проявил интерес к приобретению АО Gaso, дочерней компании АО Latvijas gāze. Об этом сообщила передача De facto Латвийского телевидения.
Вторжение армии РФ в Украину существенно изменило работу предприятия Latvijas gāze, частично принадлежащего "Газпрому" Поставки российского газа в Европу - под санкциями, к тому же "Газпром" фактически не имеет права управлять Latvijas gāze, пока предприятие владеет оператором газораспределительной сети Gaso, пишет rus.lsm.lv.
Ранее Latvijas gāze владело всем газовым хозяйством страны, но чтобы выполнить требования ЕС, торговлю и поставку природного газа разделили. Контрольный пакет предприятия-оператора системы газопроводов и Инчукалнского хранилища Conexus Baltic Grid постепенно сосредоточил в свои руках государственный Augstsprieguma tīkls. Распределительная же система, подводящая газ в каждый дом и квартиру, все еще опосредованно принадлежит Latvijas gāze - через дочернее предприятие Gaso.
Вскоре после отделения этой компании от Latvijas gāze ее покупкой серьезно интересовался государственный энергоконцерн Latvenergo, свидетельствует имеющаяся в распоряжении De facto информация. Велись даже подробные переговоры с одним из акционеров Latvijas gāze о такой сделке.
В связи с войной России против Украины Сейм в прошлом году внес изменения в закон о нацбезопасности. Они запрещают российским акционерам управлять латвийскими обществами капитала, важными для национальной безопасности страны. Такими, как Gaso. Поэтому "Газпром", крупнейший совладелец Latvijas gāze, не имеет права голосовать на собраниях акционеров - пока Gaso не продано и остается в собственности Latvijas gāze.
Латвийское телевидение располагает сведениями, что несколько месяцев назад Latvijas gāze обращался как к потенциальному покупателю и к Latvenergo. Министр экономики Илзе Индриксоне (Национальное объединение) подтвердила, что дискуссии о возможности такой сделки в прошлом году происходили. Сама министр усматривает в таком шаге ряд преимуществ. Возможность для государства прямо влиять на развитие энергетической инфраструктуры была бы очень выгодна в моменты, когда следует принимать решения об изменениях, о том, какими путями это развитие должно пойти:
"Потому что определенно видение государства, как развивать эту инфраструктуру, отличается от решений, которые основываются на бизнесе", - сказала Индриксоне.
Никаких конкретных поручений Минэкономики (как держатель долей госкапитала) акционерному обществу Latvenergo, впрочем, не давал. Но, добавила Индриксоне, компания сама может решить, не купить ли ей Gaso. А решение, кому Gaso продать - в компетенции Latvijas gāze, сказала она.
"Мы уже надеялись, что в марте будет известен какой-то результат. Сейчас в моем распоряжении нет информации о результатах. Обязательно, когда появится какой-то покупатель, ему нужно будет прийти за разрешением в Кабинет министров, чтобы обрести участие в обществе капитала, важном для национальной безопасности. Мы наверняка узнаем тогда, когда будет какой-то результат", - указала она.
Latvijas gāze на уходящей неделе заявило, что обращалось к нескольким потенциальным инвесторам, которые теперь шлют конкретные предложения. Изучив их, предложение о выбранном инвесторе для AS Gaso на заключительном этапе его продажи будет подано на оценку совета AS Latvijas gāze - и произойдет это в апреле, сообщили журналистам De facto на предприятии.
Зампредседателя совета Latvijas gāze Юрис Савицскис указал LTV, что важным критерием выбора покупателя будет являться предложенная цена. Но не только она одна важна - важно, чтобы потенциальный покупатель квалифицировался как отвечающий требованиям закона о нацбезопасности.
На вопрос LTV, о какой сумме может идти речь - десятки ли это миллионов или сотни, Савицкис заявил:
"О каких десятках миллионов вы говорите? Нет, нет, конечно, намного дороже все это дело! Ведь это инфраструктура. Думаю, когда состоится сделка, вы узнаете".
Попытки уточнить, идет ли речь о сотне миллионов, успехом не увенчались. Савискис извинился и предложил "немножко подождать".
Подало ли свое предложение и Latvenergo, стороны не комментируют. В своем письменном ответе Latvijas gāze ссылается на конфиденциальность таких сведений.