Принудительные работы: что придется делать Гревцовой и Кайминьшу и что им грозит за уклонение?
фото: Zane Bitere/LETA
Глория Гревцова / Артус Кайминьш
В Латвии

Принудительные работы: что придется делать Гревцовой и Кайминьшу и что им грозит за уклонение?

TV3 / Rus.jauns.lv

Депутат Сейма Глория Гревцова и ее бывший коллега-парламентарий Артус Кайминьш приговорены к общественным работам — 160 и 280 часов соответственно. Что именно придется делать скандальным политикам и какие меры предусмотрены за неисполнение — узнавал телеканал TV3.

Организацию и исполнение принудительных общественных контролирует Государственная служба пробации. Сначала проводится беседа, в ходе которой выясняются навыки, умения и образование приговоренного к работам, после чего ему ищут подходящую работу и работодателя.

Выбор достаточно велик — у службы пробации заключены договоры о сотрудничестве примерно с 900 предприятиями, организациями, государственными и муниципальными учреждениями.

Как поясняют в службе, цель работ — не унизить приговоренного к ним человека, а заставить его своим трудом сделать что-то общественно-полезное. И что немаловажно — чтобы сам осужденный тоже почувствовал, что делает что-то полезное. Это не просто сгребание листьев, снега или уход за могилами.

"У нас был человек с определенными навыками, который помог неправительственной организации создать веб-сайт. Был компетентный человек, который сделал электропроводку в центре социального обслуживания. Работа есть в библиотеках, музеях, домах культуры", — рассказывает телеканалу заместитель начальника Государственной службы пробации Илона Линде. 

Она рассказала, что наказанные общественными работами люди, к примеру, работали водителями машин скорой помощи и санитарами в отделениях больниц во время пандемии Covid-19.

Принудительные общественные работы длятся от 40 до 280 часов. Если к работам приговорен безработный, то он работает до восьми часов в сутки, поэтому исполнение назначенных работ проходит довольно быстро. Если же у человека уже есть работа или учеба, принудительные работы он сможет выполнять только в свободное время — поэтому общий срок может затянуться на месяцы, иногда — даже на целый год.

Отлынивать не получится

За исполнением работ тщательно следят — сотрудники Службы пробации могут в любой момент совершать необъявленные рейды.

"Мы можем прибыть в совершенно разное время — в начале дня, в середине, в конце. Ни работник, ни его работодатель об этом не уведомляются. Следовательно, у нас есть возможность убедиться, что работа выполняется добросовестно и в порядочности самого работодателя", — говорит замначальника Службы пробации.

Если приговоренный пойман на уклонении от работ, Служба пробации обращается в суд с просьбой изменить приговор на более суровый.

"Например, мы можем попросить заменить общественные работы временным тюремным заключением. Четыре часа общественных работ равны одному дню временного лишения свободы. То есть, если человеку определено сто часов общественных работ, в случае их невыполнения ему светит альтернатива в виде 25 дней в реальной тюрьме", — поясняет судья Рижского городского суда Эрлен Эрнстсонс.

В прошлом году 102 приговоренным общественные работы были заменены временным лишением свободы, в этом году — уже 51. При этом тюремный срок для таких нарушителей не может превышать трех месяцев — это установлено законом. За решетку попасть могут также те, кто изначально не откликается на призывы Службы пробации приехать и начать общественные работы — их объявляют в розыск и доставляют уже сразу в пенитенциарное учреждение.

Всего в прошлом году приговоренные к общественным работам люди отработали более полумиллиона часов. Разумеется, бесплатно — таким образом за счет их труда работодатели смогли сэкономить не менее полутора миллиона евро (если брать за основу минимальную почасовую ставку оплаты труда в стране).