Латвийские политологи: новогодние речи были абстрактными и без конкретики
Прошлый год оказался для Латвии особенно трудным. Но при этом дал понять, каковы истинные жизненные ценности. Именно они могут дать силы для преодоления вызовов 2023 года – такой была тема новогоднего обращения президента Эгила Левитса к жителям. Попытался обрисовать ближайшее будущее и премьер-министр Кришьянис Кариньш. Оба высших должностных лица говорили о ценностях и призывали к сплочению. Успешно ли? Эксперты дали оценку.
По мнению политологов, речи президента и премьера были очень похожи. В обеих шла речь об общих ценностях и необходимости сплотиться, пишет rus.lsm.lv.
«Ценность – безопасность и мир в наших домах. Ценность – латышский язык, латышскость, в которой мы существуем как народ. Ценность – освобождение Латвии от оккупационных памятников и советского колониального наследия в мыслях людей. Латвия стала духовно чище. Ценность – наше единство в оказании помощи и поддержке украинского народа. Самая большая ценность – это латвийское государство, которое создаем мы сами и которое нас бережет», - заявил в новогодней речи президент Латвии Эгил Левитс.
«Наша общая задача – делать свою работу ответственно, думая о том, как мы можем помочь росту нашего государства. Оглянувшись на прошлый год, признаем, что вместе мы стали смелее, а наше самоопределение стало более зрелым. Мы крепкая и сильная нация, которую объединяет любовь к своей стране», - сказал в новогодней речи премьер-министр Кришьянис Кариньш.
Политтехнолог Филипп Раевский отмечает, что у него сложилось мнение, будто в речи Левитса не было идеи, которую он хотел донести до общества. В свою очередь, Кариньш пытался рассказать о схеме экономической трансформации.
«Скажу честно, я не думаю, что общество ожидает экономической трансформации. Это слишком сложный момент, когда человеку предлагаешь что-то, а он задаст еще 10 вопросов – что ты подразумеваешь под этим?», - сказал Раевский. Он считает, что в канун Нового года люди хотят слышать более простые и понятные вещи. – «Речи были достаточно формальные. Абстрактные. Президент был совсем абстрактный, формальный. Премьер старался придерживаться декларации, которую в качестве основного инструмента своей работы приняло правительство. Если говорим о президенте, я думаю, он старался решить проблему, когда тебе нечего особо сказать».
По мнению политолога Юриса Розенвалдса, речь президента Левитса можно оценить как не самую плохую – были расставлены акценты, а в конце он упомянул о грядущем 150-летии Праздника песни. Но есть нюансы.
«Он говорил о том, что мы едины как никогда. Я думаю, можно согласиться с этим, когда мы говорим, что подавляющее большинство латвийского общества – едино в поддержке Украины. И поддержке осуждения России в агрессии против Украины. Но мне кажется, в речи президента должно было прозвучать и понимание того, что мы стоим перед целым рядом проблем. И они как раз связаны с единством общества», - заявил Юрис Розенвалдс.
Что касается обращения премьера – Розенвалдс считает, что в нем не хватило конкретики о том, как новое правительство намерено решать имеющиеся проблемы:
«Премьер-министр тоже – несколько декламируя – говорил о том, что давайте будем, все вместе. И это правильно – возразить особенно нечего. Но мне кажется, что жители Латвии имели право услышать от премьер-министра несколько другое».
По мнению Розенвалдса, премьер-министру следовало попытаться убедить общество в том, что именно он и его команда способны решить проблемы, о которых говорилось в новогодней речи.