"За то, что жил в чужих квартирах": Николай, чей дом в Украине разрушил российский снаряд, просит прощения у Латвии
9 ноября этого года в помещения издательства Rīgas Viļņi попал снаряд российской армии. Его, а точнее, его осколки принес сюда пожилой русскоязычный мужчина из Украины по имени Николай. При себе у него также было письмо, в котором он извиняется перед народом Латвии. Здесь прошло его детство.
В издательство Николай пришел неожиданно и без предварительного согласования, и так же быстро ушел. В Риге ему еще предстоит пройтись по местам своего детства и сделать еще ряд других дел.
Что это за предмет, который принес Николай в завернутом из магазина пакете, на первый взгляд было не совсем понятно, но ясность внесли его особенные металлические изгибы. Это был артиллерийский снаряд, который разрушил построенный Николаем дом. Сам же он пошутил и написал, что это посылка с российской гуманитарной помощью.
К этому свертку он приложил письмо, которое хотел бы увидеть опубликованным в местных СМИ. В письме - благодарность Латвии и латышам и призыв к русским Латвии. Публикуем основные выдержки из его обращения.
"Не дай Бог вам пережить войну"
Благодарю Латвию и прошу прощения у народа Латвии! Я, Калустов Николай Михайлович, в зрелом возрасте, в здравом уме и твердой памяти хочу поблагодарить Латвию и латышей за то, что моя семья пережила сталинские репрессии.
Эшелон, который вез моих родных в последние дни войны в Германию, был подбит на границе между Латвией и Россией. Немцы вывели всех в поле. Мимо на телеге проезжал местный латыш. Из сочувствия он выкупил у немцев за еду всех моих родственников и приютил на своем хуторе. Я плохо помню те дни, но знаю, что в то время, когда мы уже жили в Риге, мы ездили к нему в гости. Поэтому спасибо и низкий поклон ему и его семье - за то, что, живя в Латвии, мои родные не были унижены латышами!
Познакомившись с латышами, я воспитал в себе такие качества, как гордость и патриотизм по отношению к людям и стране, в которой я живу и которая приютила меня.
Осознание своего "я" связано с моими детскими воспоминаниями 1947-1951 годов. Наша семья жила на улице Лапу. В том месте, которое вы называете Агенскалнсом, в старом большом доме - на самом верху, прямо напротив небольшого треугольного сквера. В то время квартира была замечательной. Высокие потолки, три большие комнаты, кухня со старинной плитой, горячая вода, туалет.
Тогда я не замечал, что мы - русские - жили в большой сухой теплой квартире, которую от советской власти получила моя тетя, а в подвале жила большая латышская семья с детьми. Этот подвал сохранился и сейчас, туда можно было бы водить на экскурсии русскоговорящих жителей.
Только когда я вырос, я узнал, что значительная часть русских семей жила в квартирах депортированных латышей, которые не приняли советскую власть. Я думаю, что это особенность латышского народа. Помню Лиго, Янов день и еще какой-то вечер, который мы посетили. Помню кондукторов общественного транспорта, почтальонов, продавцов магазинов. Помню очень много хорошего, о чем не рассказать в этом маленьком благодарственном письме.
Но самые священные воспоминания в жизни человека - это его детство. Оно прошло у меня в Латвии. Я был счастлив, несмотря на трудности послевоенного времени, несмотря на то, что не помню своего отца, который погиб.
Моими друзьями детства были ребята из нашего большого дома - Ояр, Дзига, Илья, Артур, Гунар и мой двоюродный брат Валерий.
После войны мы жили все вместе, то есть тремя семьями: одна из маминых сестер с сыном Валерием, мамина сестра Антонина с дочерью Тамарой, и я с мамой, отчимом и бабушкой.
Свою трудовую жизнь я провел в Латвии в сфере строительства. Я бы никогда не уехал из Латвии. Латвийский климат не подходил моей жене, и когда я узнал, что болезнь жены прогрессирует, в 1989 году я увез семью в Украину.
Сейчас я, моя жена, дети, внуки и внучки живем в зоне бывшей антитеррористической операции [территория, на которой украинские солдаты воевали с пророссийскими сепаратистами]. У нас война. Вся моя семья - волонтеры. У нас пять благодарностей от украинского государства. Наша самая большая помощь - в 2014-2016 годах мы помогали тяжелораненым одеждой, продуктами, техническими средствами и деньгами.
Не знаю, доживу ли я до победы Украины. Хотелось бы посмотреть, как убегают отсюда русские оккупанты, как когда-то ушли из стран Балтии.
Если доживу, то мне очень хотелось бы приехать в Латвию, побывать на могилах дорогих мне людей. Да и сам я очень хотел бы, чтобы меня похоронили в Латвии.
От имени всей моей семьи я бы хотел поблагодарить Латвию и народ Латвии за:
воспитание чувства патриотизма;
за спасение моей семьи во время Второй мировой войны;
за добросовестную и профессиональную работу латвийских медиков с моей семьей;
за культуру, которая привилась во мне благодаря латышам;
за справку о моем трудовом стаже, которая была отправлена из Латвии в Украину без каких-либо бюрократических проволочек.
И да простит меня Латвия:
за то, что так часто менял работу;
за то, что жил в квартирах чужих людей, насильно вывезенных из страны;
за то, что мы построили здесь много некачественных домов в советское время;
за то, что, возможно, кто-то из вас увидел во мне ребенка оккупантов;
за то, что нация, к которой я принадлежу, принесла много горя многим народам мира;
за тех русских, которые, не зная латышского языка, устройства жизни, обычаев, истории, требуют для русского языка статуса государственного;
за всех тех, кому Латвия позволяет здесь жить, а они вставляют палки в колеса развития этой страны.
Обращаясь к ним, хочу сказать, что - не дай Бог - Путин вторгнется в Латвию. Тогда вы, русские, к сожалению, будете самым слабым звеном в обороне Латвии, но часть наверняка сознательно станет "пятой колонной".
Берите пример с русских, которые живут на востоке Латвии, которые поколениями живут в Латгале и лояльны этой стране. Познакомьтесь с ее культурой и обычаями.
Не дай Бог вам пережить войну.