Почему людям нравятся фильмы ужасов? Есть ответ!
Сердцебиение учащается, мышцы напрягаются, ладони потеют, а желудок скручивает. Когда страх утихает, мы чувствуем некое удовольствие. Однако что это? Облегчение от того, что выжил или нечто большее? В новом исследовании ученые сосредоточились на изучении того, почему людям нравится чувство страха и как оно влияет на наше психическое здоровье.
Страх — очень древняя эмоция. В ранних обществах страшные сказки рассказывали детям, чтобы предупредить об опасностях, которые могут их поджидать — например, волки или другие хищники в лесу. Позже кинематограф открыл окно в коллективные страхи общества. Например, научно-фантастический фильм "Годзилла" (1954 года), в котором монстр был создан ядерным излучением, базируется на общей тревоге касательно атомных атак во время Второй мировой войны.
Главными героями фильмов ужасов часто становятся роботы, восстающие против создателей, или смертоносный искусственный интеллект. Все это также основывается на опасениях общества. В конце 1970-х и 1980-х годах мир столкнулся с множеством серийных убийц и как следствие появляются такие персонажи, как Майкл Майерс и Фрэдди Крюгер. Март 2020 года ознаменовался началом пандемии коронавируса и вернул интерес к фильмам о смертельных вирусах. Например, с началом пандемии резко возросло количество загрузок фильма "Заражение".
Профессор Марк Мальмдорф-Андерсен и его коллеги из датского Орхусского университета исследуют когнитивные процессы, связанные с игрой и обучением. Ученые предположили, что фильмы ужасов обладают некоторым обучающим потенциалом, помогающим людям бороться с неопределенностью, пишет Focus со ссылкой на The Guardian.
Более ранее исследование показало, что любители фильмов ужасов во время пандемии коронавируса оказались психологически более устойчивыми, чем те, кто не любит хорроры.
Мальмдорф-Андерсен считает, что это объясняется тем, что в фильмах ужасов люди сталкиваются с похожими сценариями и затем могут использовать это опыт для реагирования на новые, неопределенные обстоятельства. Простыми словами, фильмы ужасов помогают составить собственную инструкцию на случай наихудшего сценария.
Исследователи пришли к заключению, что удовольствие от страха, которое люди испытывают в момент просмотра фильмов ужасов, связано с умением справляться с непредсказуемыми ситуациями. Ученые также считают, что детские игры, связанные со страхом и риском, могут действовать как защитный фактор от беспокойства. По сути игра является стратегий, позволяющей справиться с незнакомой или непредсказуемой ситуацией.
Чтобы изучить связь между страхом и удовольствием Мальмдорф-Андерсен с коллегами изучили группу людей в доме с привидениями. Испытуемые добровольно согласились принять участие в эксперименте. Ученые наблюдали за испытуемыми, снимали видео и спрашивали о самочувствии на разных этапах эксперимента.
В доме с привидениями каждую ночь работают от 70 до 100 актеров, которые играют разные роли — от зомби, поедающих мозги, до серийных убийц с бензопилами. Актеры бросают гостям вызовы на разных уровнях — страх, беспокойство, клаустрофобия, темнота, отвращение или страх перед прыжком.
В ходе наблюдений Мальмдорф-Андерсен с коллегами обнаружили, что людям не нравится слишком выходить за рамки своего нормального физиологического состояния, однако им нравится немного выходить из зоны комфорта. По сути нам нравится "золотая середина" между страхом и удовольствием, где за потоком страха быстро следует облегчение, которое приводит к высвобождению эндорфинов и допамина, и вызывает некоторою эйфорию.
Однако ученые считают, что у разных людей разный уровень активации определенных областей мозга — в результате то, что вызывает трепет у одних, может стать настоящим ужасом для других. Грань слишком тонка, а слишком сильный страх способен привести к дистрессу и дисфункции.
По словам нейробиолога из Бристольского университета Шарлотты Лоуренсон, у ученых есть некоторое понимание того, как работают нейронные сети страха и как они координируют поведение, однако остается еще много загадок.
Когда мы сталкиваемся с потенциально опасной средой, в мозгу активируются два пути — быстрый и более медленный. Во время первого — информация передается в сенсорный таламус, затем в миндалевидное тело. Это позволяет нам незамедлительно реагировать на угрожающие стимулы. Во время второго — информация отправляется в таламус, затем в кору, связанную с сознанием, рассуждениями и памятью. В результате мы анализируем угрозу и определяем, в действительности ли мы находимся в опасности.
По словам Лоуренсон, ученые точно не знают, где именно возникает чувство страха, однако, по всей вероятности, оно возникает в результате активации сетей страха, затрагивающих сразу несколько областей мозга.