Пострадавший в автоаварии о своей новой жизни: я выпал из инвалидной коляски 6 раз
Глава Автоассоциации Андрис Кулбергс после серьезной аварии ходить сможет только через год. Немного придя в себя, Андрис начал социальный эксперимент - он решил выяснить, насколько в Латвии развита доступная среда для людей с ограниченными возможностями.
Авария у Бумажной фабрики на Югле произошла 1 мая, в ней пострадали шесть человек, в том числе дети. Андрис рассказывает, что резко затормозил, заметив, что впереди едущие машины сбрасывают скорость и обходят боком автомобиль Volvo, но избежать столкновения уже не успевал. В результате аварии мужчина серьезно пострадал и на ближайшее время лишен возможности ходить.
Придя немного в себя, Андрис Кулбергс, который сейчас вынужден передвигаться в инвалидной коляске, начал социальный эксперимент - он решил выяснить насколько в Риге развита доступная среда для людей с ограниченными возможностями.
Nu ko, esmu nedaudz apradis ar jauno eko mobilitātes rīku 🦽
— Andris Kulbergs 🇺🇦🇱🇻 (@AndrisKulbergs) June 20, 2022
Būšu kļuvis arī par invalīdu infrastruktūras ekspertu😎
Uz šobrīdi esmu izgāzies no ratiem 6x sliktas, ķeksīša pēc, invalīdu infrastruktūras dēļ
Pirmais krietiens bija pie Berģu Depo, kur pie ieejas ir asfalta ⏬️ pic.twitter.com/7CVNGLPAL1
Еще совсем недавно Андрис, как глава Автоассоциации, поднимал на публичное обсуждение вопросы о глобальных изменениях в автомобильной отрасли. Но после серьезной автоаварии Андрис столкнулся с массой проблем, с которой годами сталкиваются люди с ограниченной подвижностью. И теперь он поднимает на обсуждение другие вопросы.
“Я не смог прояснить один вопрос. Я могу получить права инвалида за рулем, пока передвигаюсь в инвалидном кресле? Людям, которые меня возят, приходится незаконно парковаться на парковках для инвалидов... Кто-нибудь знает ответ?” - пишет глава Автоассоциации на своей странице в Twitter.
Vienu jautājumu tā man nav izdevies noskaidrot. Vai es varu iegūt invalīda apliecību auto, kamēr pārvietojos 🦽???
— Andris Kulbergs 🇺🇦🇱🇻 (@AndrisKulbergs) June 20, 2022
Jo cilvēki, kas mani aizved un atved no vietām ir jāparkojas invalīdu stāvvietās nelegāli... savādāk ar ratiem es nespēju šaurā stāvvietā izkāpt. Kāds zin atbildi? pic.twitter.com/ABXswUk3rg
Многие учреждения в Латвии недоступны людям, которые передвигаются на колясках или имеют другие особые потребностями.
“Дальше было посещение поликлиники на Югле, где меня принял мой хирург. Открыть дверь поликлиники невозможно. Лифт настолько мал, что сломанные ноги приходится ломать заново”.
“Я ставлю эксперимент по доступности инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями… На данный момент я выпал из коляски 6 раз из-за плохой инфраструктуры”, - рассказывает своим подписчикам Андрис Кулбергс.
По словам Андриса, за время своего недолгого социального эксперимента, он был просто в шоке, когда понял, что даже в магазин ортопедических товаров человеку на инвалидой коляске не попасть.
“Но венцом стало сегодняшнее посещение магазина ортопедических товаров, куда зайти/выйти более чем опасно и нереально. Я ПОНИМАЮ, что магазин для людей с двигательными нарушениями/травмами!”, - пишет Андрис в Twitter.
Уже несколько лет общественники поднимают вопрос улучшения доступной среды для людей с ограниченными возможностями и не только, но ситуация не особо улучшается.
"Доступная среда — это не только для инвалидов, это для людей старшего возраста, молодых семей. Это 80% общества, это очень большая цифра”, — говорит Ивар Балодис, глава Общества инвалидов и их друзей Apeirons.
Ирина Пархоменко, представитель Общества инвалидов и их друзей Apeirons, рассказала о своем опыте — ей приходится просчитывать маршрут и ходить только в места, куда можно попасть на коляске и не удается пользоваться ближайшей остановкой общественного транспорта — низкопольных трамваев на маршруте еще нет.
Общественная работа в Латвии по интеграции инвалидов проводится последние 20 лет. В Европе такими вопросами занимаются более 50 лет, поэтому разница ощутима. В большинстве европейских стран все дети учатся в одной школе, там не прячут особенных детей в отдельные школы или классы. Люди уже с детства видят, что инвалиды такие же члены общества, с такими же потребностями.
В Латвии ситуация пока другая. Например, люди, у которых инвалидность не видна, часто скрывают свою болезнь на собеседовании. По опыту, в 90% случаях им откажут в трудоустройстве, если рассказать, что есть группа по инвалидности.
Очень мало учреждений, в которых рабочие места оборудованы под нужды инвалида. Да и отношение работодателя оставляет желать лучшего. Общество наше еще очень стереотипно: мол, инвалиды слабы, малоквалифицированны, часто болеют.
Куда обращаться за помощью
- Общество незрячих www.lnbiedriba.lv
- Союз глухих www.lns.lv
- Женская ассоциация инвалидов “Аспазия” www.aspazija.lv
- Если вы из Риги — обращайтесь в Apeirons по любым волнующим вас вопросам: www.apeirons.lv