В год по 100 000 евро: Вентспилсский порт платил членские взносы обществу, которым руководил Лембергс
В феврале начат уголовный процесс по поводу платежей, которые в течение 20 лет Вентспилсский свободный порт перечислял обществу под руководством экс-мэра города Айвара Лембергса, сообщает программа de facto на LTV. Нынешнее правление порта считает, что ущерб мог составить 1,3 млн евро.
О перечислении Вентспилсским портом денег одному обществу — Вентспилсскому агентству развития — расследование начало Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией. Об этом пару недель назад на заседании городской думы рассказал оппозиционный депутат, член правления порта Гирт Валдис Кристовскис, которого порт уполномочил подготовить доказательства для правоохранительных органов, пишет rus.lsm.lv. «Сумма внушительная. После аудита управление свободного порта выяснило, что убытки около 1,3 млн евро», — рассказал журналистам Кристовскис.
Вентспилсское агентство развития в 1998 году создали самоуправление и портовые предприятия — такие, как Ventspils nafta, Ventbunkers, Kālija parks, Ventamonjaks. Обществу поручили заниматься городским маркетингом. Позже членами стали свободный порт, высшая школа и техникум, а также муниципальные ведомства, которые членские взносы платили в год сотнями тысяч евро.
«Львиную долю платило именно управление свободного порта. В последние пять лет около 113 тыс. евро в год», — пояснил Кристовскис.
В рамках аудита сделали вывод, что в 2001 году Вентспилсское агентство развития, которым руководил Лембергс, призвало порт, которым руководил Лембергс, стать членом. Имант Сармулис, управляющий портом, сообщил, что надо будет сделать однократный членский взнос — 35 тыс. латов, или 50 тыс. евро. Эта сумма включала различные услуги на неограниченное время.
Однако членские взносы порт продолжал платить каждый год — и они выросли в четыре раза. Управление порта об увеличении суммы не принимало решение — за исключением одного года. Платежи обычно скрывались под одной из статей бюджета.
В данный момент KNAB расследует возможную растрату в крупном размере и злоупотребление служебным положением.
Сармулис, экс-управляющий порта, не помнил, чтобы в 2001 году сообщал об «одноразовости» платежа. Он утверждает, что именно агентство помогло развивать промышленную зону порта, поэтому взносы были обоснованны.
«Именно Лембергс руководил всей этой работой. Он лично контролировал. Я за неделю несколько раз ходил с ним озвучивать все вопросы», — так Сармулис обосновывает большое вознаграждение Лембергса в обществе. Оно оплачивалось и из средств порта.
До попадания в санкционный список США Лембергс в качестве зарплаты от Вентспилсского агентства развития в год получал около 100 тыс. евро.
Сам Лембергс подтвердил журналистам, что KNAB отправил обществу вопросы — и на них по мере возможностей ответили. Он уголовный процесс связывает с близостью выборов — и уверен, что ничего противоправного не произошло.
«Каждый год на собрании общества ориентировочную сумму называют, которую было бы желательно [в качестве членского взноса] заплатить — с учетом объем работ. В свою очередь, о том, как [порт] вступил [в общество] и как решал о членских взносах — это решает не общество, а порт», — указал экс-мэр.
Указание на то, что он сам был председателем правления порта, Лембергс прокомментировал так: «Членом правления я был, но в целом было 8 членов правления. Если это было предусмотрено в бюджете, то это было предусмотрено в бюджете».
Он отметил, что свободный порт, когда платил деньги обществу за маркетинговые услуги в рамках нескольких проектов, сэкономил: «Если бы продвижение такого рода проектов покупали как стороннюю услугу, это стоило бы управлению свободного порта на один ноль больше каждый год».
Хотя говорится, что почти все хорошее, что произошло в Вентспилсе, это заслуга упомянутого агентства, нынешнее руководство свободного порта не получило убедительных отчетов о проделанной работе: агентство ежегодно на одном листе А4 описывало, как процентуально потратило деньги порта. Однако описанные работы свободный порт осуществлял своими силами, утверждает Кристовскис.
KNAB по поводу начатого в феврале уголовного процесса не дал комментариев журналистам.