"Подруга говорила, что в Ригу лучше не ехать", - беженка из Украины, которую приютили участники группы Prāta vētra
фото: из личного архива
В Латвии

"Подруга говорила, что в Ригу лучше не ехать", - беженка из Украины, которую приютили участники группы Prāta vētra

Rus.jauns.lv

"Не понимаю, в кошмаре я живу или во сне", - признается женщина, сбежавшая из Киева в Ригу. Солист группы Prāta vētra (также известную как Brainstorm) Ренарс Кауперс, и клавишник Марис Михельсонс давали приют украинской беженке Екатерине Скуридиной в своих домах.

Прошло 20 дней с тех пор, как Екатерина (Катя) сбежала от ужасов войны из своей квартиры в Киеве, прихватив с собой два свитера, документы и четвероногого друга, бесшерстного кота Пушистика. После невообразимых переживаний, отчаяния и страшных кошмаров, в понедельник утром в полночь она встретилась с музыкантом группы Brainstorm Ренарсом Кауперсом. Он посадил Катю и ее кота в машину и отвез к себе домой, дав ей чувство безопасности и дружеское плечо поддержки.

"Если в Украине я плакала от страха и беспокойства, то в Латвии - от эмоций и благодарности",

- признается Катя журналисту Kas Jauns. Девушка - нынешний концертный менеджер группы Brainstorm в Украине, которая на данный момент активно работает волонтером в Центре поддержки украинцев в Риге.

Бежала из города в город

"Когда началась война, а нашу землю уже бомбили, я была в своей квартире в Киеве. Пошла к друзьям, чтобы не было так страшно, чтобы в случае необходимости можно было вместе бежать в бомбоубежище. С собой взяла только два свитера (сейчас Ренарс дал мне третий), кота, кошачий корм и документы. Я

пошла к друзьям с мыслью, что вернусь домой вечером или на следующий день.

Завыли сирены, и нам сказали, что ночью Киев будет под обстрелами и что пребывание в городе будет опасно для жизни. Друзья предложили отвезти меня к ним на дачу в городок Васильков. Была идея укрыться там и ждать, пока уляжется обстановка в Киеве. Мы не думали, что там нас ждет такое сумасшествие. Утром был только один авиаудар, в ходе которого разбомбили аэропорт. Мы подумали - что может быть еще страшнее в таком маленьком городке? Но с того дня, как мы туда приехали, Васильков постоянно обстреливали баллистическими ракетами, взорвав нефтебазу всего в девяти километрах от дома, в котором мы жили. Сбили самолет, высадили диверсантов… Словом,

с каждой ночью становилось все опаснее,

но у нас не было возможности никуда попасть, потому что был установлен комендантский час, во время которого нельзя выходить на улицу, тебя могли расстрелять как диверсанта", - рассказывает Катя.

"Я провела пять дней у друзей в Василькове со своим котом. Было страшно куда-то ехать, потому что на всех дорогах шли бои. Когда стало совсем опасно, когда мы из окна видели падающие обломки ракет, мы поняли, что оставаться страшнее, чем рисковать и пытаться убежать. Сначала на машине доехала до Хмельницкого, потом четыре-пять часов поездом до Львова. Поезда больше не ходят по привычному расписанию, их пускают только для эвакуации мирных жителей. Вагоны переполнены, люди как селедки в бочке, сидят даже на полу. Атмосфера неприятная и угнетающая, потому что поезда ходят без освещения, окна занавешены", - делится Катя.

Подруга говорила, что в Ригу лучше не ехать

Перед приездом во Львов Кате позвонил латышский музыкант Ренарс Кауперс. С ним она знакома много лет. Артист признался, что не может не думать об ужасах войны в Украине и беспокоится, жива ли Катя, здорова и находится ли в безопасности. "

Он сказал мне ехать в Латвию, там безопаснее и спокойнее.

Я ответила, что со мной все в порядке, поблагодарила за предложение. В принципе у меня вообще не было плана уезжать из Украины. Мой единственный план состоял в том, чтобы попасть в более безопасный регион в пределах моей страны. На самом деле, это было очень тяжелое время для меня эмоционально, и когда я разговаривала с Ренарсом, не смогла сдержаться и начала плакать. Мы оба плакали, и он снова сказал, чтобы я попыталась добраться до Риги, что ребята из Brainstorm позаботятся обо мне. Предлагал пожить в Латвии хотя бы какое-то время, и как только ситуация стабилизируется, я смогу вернуться в Украину", - вспоминает Катя, когда поняла, что Рига стала ее пунктом назначения. "Когда подруга в изумлении написала: "Куда ты едешь? Рига будет следующим местом, куда нападет Россия!", я ответила ей: "Надеюсь, что самая популярная группа музыкантов Латвии меня защитит!"

Два дня она провела во Львове со своим котом. "Конечно, на улице было холодно, я беспокоилась за своего маленького друга. Зоомагазины в Украине закрыты, поэтому купила детскую шапочку и сделала из нее коту свитерок. С волонтерами доехала из Львова до польской границы. О, какие там огромные очереди на границе! Я, например, ждала с десяти утра до семи вечера. Следующим вечером около десяти добралась до Варшавы, где мне предложили ночлег совершенно незнакомые люди. Они даже позаботились об игрушке для моего кота. В Варшаве купила билет на автобус и после долгой поездки в понедельник в 6:30 утра приехала в Ригу, где Ренарс встретил нас с Пушистиком на автовокзале", - рассказывает Катя о долгом и длинном пути до Риги почти на одном дыхании.

фото: из личного архива
Катя со своим любимым котом временно будут рижанами. Она активно помогает в Центре поддержки граждан Украины в Рижском Доме конгрессов
Катя со своим любимым котом временно будут рижанами. Она активно помогает в Центре поддержки граждан Украины в Рижском Доме конгрессов

Песня Mana dziesma теперь - и на украинском языке

Родители и бабушка Кати остались в Днепре. "Это всего в четырех часах езды от моего дома в Киеве, поэтому очень беспокоюсь об их безопасности. Мои

мама и папа сказали, что никуда не уедут.

Мама переживала, плакала, когда слышала о нападениях в Василькове, когда я еще находилась там. Но сама она строго сказала, что никуда не поедет. Меня утешили, сказав, что у нас есть дача и там как раз есть погреб… Очень, очень надеюсь, что все будет хорошо. Слава Богу, мои друзья живы и здоровы, но, к сожалению, начинают появляться друзья друзей, которые погибли. Например, друзья моего друга возили еду в приют пожилым людям в качестве волонтеров, и вдруг по машине начался обстрел. Все шесть человек погибли. Ужасно получать такую новость", - говорит она.

"Однако есть и прекрасные вещи и чудеса, которые случаются! И одно из них заключается в том, что эта встреча с Ренарсом в Риге на самом деле оказалась очень полезной для обеих сторон. Я узнала, что Ренарс недавно исполнил песню Mana dziesma на концерте у Дома конгрессов в поддержку Украины. Прежде чем начать петь, Ренарс тогда сказал, что на данный момент, в этой ситуации, он предпочел бы спеть эту песню на украинском языке. Что ж, несмотря на условия войны, в Украине серьезно и профессионально взялись за перевод данной песни. Это значит, что латышская Mana dziesma ("Моя песня") - песня о народе - будет "Моей песней" и для украинцев.

Представьте: они - Brainstorm - дают мне дом, а моим людям - песню!",

- говорит Катя, которая еще не в состоянии до конца  понять, что еще происходит.

фото: из личного архива

В первый же день потеряла кота

Ренарс Кауперс рассказал об одном случае, который выбил из колеи его самого и его уже и так уставшую и переживающую гостью в первый же день, как только Катя приехала в Латвию. "Это история о том, как мы потеряли и искали кота. Это было безумие! Следует подчеркнуть, что кот Кате очень дорог, они вместе уже девять лет. Я это понял, потому что на самом деле половина наших разговоров была о коте - как он себя чувствует, как его везли, что ему надо было к зубному, но началась война, и он в итоге не попал на прием... Очень трогательно.

Садимся мы, значит, говорим о коте, и вдруг в один прекрасный момент понимаем, что кот то пропал! Обыскиваем весь дом, кота нет! Тут я вспомнил, что в какой-то момент выходил на улицу и вернулся в дом, поэтому мы допустили мысль, что кот незаметно выскочил на улицу. Мы обыскали весь дом. Затем увеличили периметр поиска. В итоге обошли в поисках половину района. Но кота нигде не было! Вернулись домой, еще раз все обыскали, но ничего - кота нет. Не отзывался ни на зов по имени, ни на еду... Я так волновался, чувствовал себя таким виноватым - человек и так уже приехал из Украины, испытал эмоциональные ужасы, а теперь еще и кота потерял! Но еще более любопытно было то, как и где в итоге оказался кот Кати!", - смеясь, рассказывает Ренарс. "Прямо в той же в комнате! Я растопил печку, а у печки есть кровать, где он просто лежал под одеялом, приняв форму подушки, так что мы его не заметили!"

фото: из личного архива
После недели гостеприимства семьи Кауперсов Катю приняли в доме Мариса Михельсона и его жены Лауры. У Пушистика теперь есть друг - собака по имени Цезарь
После недели гостеприимства семьи Кауперсов Катю приняли в доме Мариса Михельсона и его жены Лауры. У Пушистика теперь есть друг - собака по имени Цезарь