"Это тронуло до глубины души": латвийские водители рассказывают об увиденном в лагере украинских беженцев
Об увиденном в украинском лагере беженцев в интервью порталу Rus.jauns.lv рассказал Хардийс Грауманис. Он один из тех латвийцев, который несколько дней назад привез пожертвованные жителями Латвии вещи для украинских беженцев. Его коллега - водитель Айрита Эргле - тоже призналась, что это тронуло ее до глубины души.
Интервью состоялось, когда Хардийс и Айрита возвращались из Украины в Латвию. Оба физически и эмоционально очень устали от долгого пути и переживаний, но, двигаясь к дому, согласились поговорить с журналистами.
Не мог сложить руки и ждать
"Как вообще дошли до ситуации, что поехали в Украину? Услышав весь этот ужас, поняли, что надо что-то делать. Конечно, да, мы все сочувствуем и морально поддерживаем. Но поняли, что просто не можем сидеть сложа руки на коленях, и ждать, что что-то случится. Надо было что-то делать. Конечно, пошли и пожертвовали деньги, но хотели делать и что-то физически", - рассказал Хардийс о зарождении идеи.
Сестра его мамы Винета Тетере работает в турагентстве AP Sauli, сотрудники которого под руководством руководителя Агриса Пумпурса организовали доставку грузов с помощью в Украину. Они срочно искали водителей, готовых добровольно отправиться к украинской границе. Туда и подал заявку Хардийс. В его команде также были Айрита, Арнис Дравениекс и Имантс Бриверс, но ездили и другие водители.
Отзывчивые и щедрые жители
В субботу утром Хардийс поехал в Ригу за автобусом, затем в Огре за посылками, которые собрали жители Огре, и далее в Лиепаю за вещами, подаренными жителями Лиепаи. Кроме того, по пути они также забрали посылки от отзывчивых людей из Салдусского и Скрундского краев. Хардийс подчеркнул, что в целом латвийцы были очень щедры, готовы помочь и быстро откликались на призывы о помощи.
Приятно, что некоторые из знакомых литовцев тоже оказались отзывчивыми и по дороге передавали подготовленные вещи.
Лагерь беженцев на складах супермаркета
Почти не останавливаясь по пути, утром в воскресенье они добрались до украинской границы на юго-востоке Польши. Там, на складах польской сети супермаркетов, были подготовлены места для приема беженцев.
"Там были расставлены кровати для них, можно было ночевать. Там уже были люди, которых вывезли из Украины. Их встретили у границы большие автобусы пожарных, которые перевозили их до складов, находившихся неподалеку. Там многие выкладывали вещи для помощи: еду, одежду и другое." Представители польской армии и полиции открывали ящики с пожертвованными вещами и сортировали по группам.
"Была одна большая комната с едой - брали что нужно. Потом был коридор с одеждой, - рассказала Айрита. - Кровати были расставлены как в помещении, так и в коридорах". Латышам показалось очень интересным то, что среди украинцев они увидели немало беженцев из Сирии и Пакистана.
Грустно смотреть
Говоря о людях, которых они видели в центре для беженцев, и их эмоциях, Хардийс сказал: "Грустно смотреть, там стояла кровать к кровати. На тот момент помещение не было полностью заполнено. Были люди, которые спали... В целом люди были спокойны, кроме тех, кто получал сообщения от близких и переживал за них".
Привезенных беженцев встречало множество людей, в руках которых были надписи с направлениями, куда они готовы везти их, а также возможное количество людей. "Если с конкретным человеком ничего не было оговорено заранее, он мог выбрать место, которое показалось ему наиболее подходящим. Это была борьба водителей за то, как наполнить свои машины и помочь кому-то. Не было так, что очень многие хотели поехать в Латвию. Нет, абсолютно нет!", - описала увиденное Айрита. Любимыми маршрутами украинских беженцев были Варшава, Краков и Германия.
Остаться рядом со своими близкими
Хардийс и Айрита ехали на грузовом автобусе, а Агрис сел за руль большого туристического автобуса, который не только доставил латвийские пожертвования в Украину, но и привез в Латвию десятки украинских беженцев. "Но многие из них остались в этих центрах и лагерях для беженцев. Мужчин не выпускают за пределы Украины, все они остались внутри. А вот женщин с детьми вывезли в безопасные места за границу. Мы с ними особо не разговаривали, но я решил, что это, наверное, из-за того, что они не хотят уезжать далеко от Украины. Им лучше в безопасном месте за пределами Украины, но все же рядом с ней. Они были со своими собратьями, украинцами, с которыми могли общаться".
Горячая еда и кофе
В центре для беженцев латыши видели только украинских женщин и детей, в том числе и совсем маленьких. В то время большинство детей казались вполне спокойными, но, конечно, со стороны нельзя было сказать, что пережила семья и дети, бежавшие из родных мест и оставившие мужей и отцов на войне. "Поляки сделали все очень хорошо, очень спокойно и организованно. В этом смысле там все было хорошо", - сказал Хардийс.
Айрита также согласилась с тем, что беженцам были обеспечены хорошие условия проживания. "У них была горячая еда, кофе и чай. Обслуживающий персонал (армейские силы) был очень любезен. Не было ни стресса, ни паники". Хардийс добавил: "Конечно, на лицах людей можно было видеть тревогу из-за всей ситуации".
Центр для беженцев также был домом для сирийцев и пакистанцев, которые пользовались всеми теми же возможностями, что и украинцы. Латыши слышали, что группа этих людей вела себя достаточно бессовестно. В какой-то момент даже вмешалась армия, чтобы успокоить этих беженцев.
Латвийские водители в лагере украинских беженцев в марте 2022
Vairāki latvieši pirms dažām dienām aizveda Latvijas iedzīvotāju saziedotās mantas Ukrainas kara bēgļiem
Искренняя забота о том, чтобы то, что пожертвовали, дошло до тех, кто в этом действительно нуждается
Одной из причин, по которой латыши не хотели выгружать пожертвованные вещи в этом центре для беженцев, было то, что там уже было очень много продовольственных товаров и других вещей. Для этих беженцев уже все было обеспечено. "Мы собирали пожертвования от жителей Латвии с целью доставки всех посылок именно украинцам в Украину. Слава богу, это удалось Агрису и его коллегам. Они связались с грузовиком, ехавшим из Латвии во внутрь Украины. Все привезенные нами вещи недалеко от лагеря для беженцев удалось перегрузить в другую машину. Все это благополучно дошло до Украины".
Потребовалось время, чтобы найти, куда пожертвовать
Айрита добавила, что другим латышам, приехавшим ранее к границам Украины, было не так просто найти места, где принимали пожертвования. "Во многих пунктах отказывались принимать пожертвования, потому что вещей просто было слишком много. Они ехали из одной точки в другую вдоль границы, пока не нашли центр, где сдали вещи. Склады переполнены товарами, потому что не только мы везем. Везут также литовцы и представители других стран. Мой литовский друг сказал, что они отправили в воскресенье 30 машин, заполненных пожертвованиями", - сказала Айрита.
Не класть хлеб и консервы в один ящик
Хардийс добавил, что, по их информации, поддержка, оказываемая украинцам, очень и очень велика, но перед поездкой стоило бы узнать, как правильно оформить грузы, чтобы авто вообще перебралось через границу.
Также нужно знать, как лучше упорядочить пожертвования, чтобы их получателям было легче. Например, нехорошо, когда в одну коробку сложены продукты разных групп. Лучше, если хлеб в одной коробке, сладости - в другой, а консервы - в третьей.
Требуется информация
Он был рад, что простые жители Латвии смогли быстро среагировать и оперативно помочь украинцам в начале войны, хотя хаос все-таки был. Возможно, странам просто требовалось больше времени для организации оказания помощи.
Сейчас есть более четкие инструкции по организации доставки с помощью, но по-прежнему нужна общая схема для пожертвований: что и как делать, к кому обращаться и так далее. Было бы хорошо, если бы вся необходимая людям информация, которые хотят пожертвовать и участвовать в помощи, была бы собрана в одном месте.
Нельзя сварить макароны
По словам Хардийса, сейчас украинцам больше всего пригодилась бы наша финансовая поддержка, поэтому жителей призывают жертвовать деньги доверенным организациям, а не самим покупать в магазине различные продукты питания. Представители организаций могли бы иметь более подробную информацию о потребностях украинцев на конкретный момент и поэтому могли бы на пожертвованные деньги лучше и быстрее помочь.
Например, чем может помочь украинцу, которому только что на войне разрушили дом, привезенная нами пачка макарон, если у него вообще нет возможности их сварить? Чтобы приготовить еду, ему сначала нужно купить свечи, спички, кастрюлю и плиту...
Как Путин мог это сделать!
Латыши, доехавшие до украинской границы и увидевшие украинских беженцев, не могли справиться с негодованием. Хардийс охарактеризовал свои ощущения так: "Это было ужасно. Самое странное, что ни у кого из нас нет осуждения к русским, как к народу. О народах здесь вообще речи не идет. Самый большой ужас и непонимание - о том, как Путин мог так поступить! Он так относится и к своему народу, к русским. Это безумие! Это сумасшествие. Я просто не понимаю, как это может быть. Тогда ходили слухи, что он был готов рассмотреть версию запуска ядерного оружия. Мы вообще были в шоке!"
Хотелось подойти и утешить
Айрита продолжила: "Видела украинских беженцев, тех людей, которые шли и плакали. Таких людей было немного, но достаточно было увидеть одного-двух, чтобы проникнуться болью. В то же время я немного растерялась, потому что не знала, что делать. Идти утешать?"
Хардийс добавил: " Видя, что человек плачет, хотелось подойти и утешить его, но я чувствовал себя несколько смущенным, потому что не знал, что делать. Хотелось помочь, но был страх, что что-то сделаю неправильно. Что сказать? Не сделаю ли я еще хуже?"
Трогает до самой глубины души
"У нас не было опыта общения с беженцами, пережившими такой ужас. Мы слышали историю, что женщина с маленьким ребенком шла ночью 20 км. Это была одна из женщин, которых приютили в нашем автобусе. Услышав такую историю, мы не могли остаться равнодушными! Конечно, это трогает до глубины души. Тогда мы поняли, что то, что мы все делали, жизненно необходимо. Мы все вместе должны взяться за руки и помочь максимально, насколько можем!", - Айрита поделилась выводами после пережитого.
Помогать, но не паниковать
Хардийс признался: "Все это было очень сложно видеть. Мы попытались взять себя в руки, потому что поняли, что не могли паниковать. Логично думая: если мы хотели помочь, то должны были максимально сохранить холодный ум и понять, что реально можем сделать. Нам нужно сконцентрироваться на всем, чтобы максимально помочь".
В завершении беседы Хардийс и Айрита поблагодарили всех людей, которые жертвовали украинским беженцам, а также своих товарищей по команде, особенно руководителя Агриса, который помог организовать сбор пожертвований и довезти груз до Украины. В процесс включилось много людей, и все они в тот момент действовали как единый механизм. Они также поблагодарили компанию по прокату автомобилей Sixt.
При необходимости поможем еще
Это была первая поездка Хардийса в Украину, но, вероятно, не последняя. В настоящее время организуются следующие рейсы, и команда ищет водителя автобуса категории D, который мог бы помочь доставить груз в Украину. Если кто-то хочет это сделать, Хардийс просит связаться с ним или с Агрисом.