Обвиняемый по делу о трагедии в Золитуде заявил о нарушении своих прав
Во время рассмотрения в Рижском окружном суде апелляции по делу о трагедии в Золитуде (речь идет об обрушении магазина Maxima в 2013 году со множеством жертв) единственный осужденный в первой инстанции, инженер-строитель Ивар Сергетс, заявил, что его права нарушены, поскольку его осудили на основании советских, давно не действующих на территории Латвии норм. Об этом сообщает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.
«Я осужден на основании советских, уже давно не действующих норм», — заявил в апелляционном суде инженер-строитель Ивар Сергетс, которого суд первой инстанции признал единственным виновным в обрушении кровли магазина Maxima в Золитуде.
В Золитуде обрушился магазин Maxima
В Рижском окружном суде он построил свою защиту на том, что его обвинение противоречит сразу нескольким статьям Конституции. И, в частности, заявил, что недопустимо осуждать человека за несоблюдение советских строительных норм и правил (СНИП), уже не действующих на территории Латвии. «С 1 января 2000 года не применим ни один из советских актов. Инструкции, правила и нормативные акты Латвийской ССР отменены. Отменены и другие документы госуправления советской Латвии, в том числе и рабочие нормативы охраны труда. [...] Я не знал и не мог знать, что для проектирования конструкций следует применять нормы СНИП с первой по восьмую, это нигде не было указано в действующих нормативах.
Нормативы СНИП с первого по восьмой не отвечают 90 статье Конституции, поскольку не имеют силу действующего на территории Латвии законодательного акта, а значит, суд, обвинив меня на основании этих норм, нарушил мои права, как лица , имеющего право на защиту», — сказал Сергетс.
Артур Звейсалниекс, адвокат Сергетса, пояснил Латвийскому радио 4, что советские СНИПы в Латвии действовали до конца 1990-х. Еще какое-то время после этого ими по инерции продолжали пользоваться, но никакой юридической силы они давно не имеют. «Но ни на тот, ни на данный момент они не могли и не могут считаться латвийскими нормативными актами. Это нарушение как таковое. [...] Человека нельзя наказывать по правовым нормам, которые не имеют силы. Нормы, которые можно найти только в книжке 1986 года и не на государственном языке, конечно, не могут быть теми нормами, по которым наступает ответственность. Посмотрим, что решит суд. Мы попросили его обратиться в Конституционный суд, чтобы тот решил, возможно ли использовать такого рода нормы и ссылаться на них», — сказал он.
Также защита попросила проверить подлинность одного из документов материалов дела.
Рижский окружной суд 11 января успел заслушать еще одного обвиняемого, ранее оправданного судом первой инстанции — инспектора строительного управления Яниса Балодиса, который в своей речи подчеркнул: хотя он был в комиссии, которая принимала в эксплуатацию магазин Maxima, он не должен был перепроверять расчеты и надежность проекта.
Слушания по делу о Золитудской трагедии продолжатся в следующий понедельник. Всего же на данный момент для него запланировано около 40 заседаний, и они расписаны до конца мая.