Дело обвиняемого в сексуальном насилии латвийского врача: новые подробности
Инспекция здравоохранения уничтожила материалы проверки деятельности врача-иммунолога Евгения Никифоренко, проведенной 12 лет назад. Несколько дней назад доктора, которого несколько женщин-пациенток обвинили в сексуальном насилии, проверяли снова. Нарушений в работе не констатировано, медкарты пациентов добросовестно заполнены, отзывы руководства хорошие, сообщает программа LTV De facto.
В подкасте Латвийского радио и Re: Baltica Dokumentārijs выяснилось, что Инспекция неоднократно проверяла деятельность иммунолога, но не обнаружила никаких противозаконных действий. В одном случае инспекция в ответ на жалобу пациентки Никифоренко «отказала в возбуждении дела об административном правонарушении, поскольку после экспертизы медицинской документации не было установлено, что врач во время осмотра применил методы исследования, напоминающие «реализацию сексуального влечения».
Министр здравоохранения Даниэль Павлютс поручил Инспекции оценить предыдущие проверки и определить, были ли жалобы рассмотрены должным образом. Однако это невозможно сделать — документации больше не существуют, многие сотрудники тех лет больше не работают в учреждении, пишет rus.lsm.lv.
Глава Инспекции здравоохранения Анита Слокенберга заявила LTV, что это «дело 10-летней давности и, согласно регламенту Кабинета министров, хранится 10 лет, потом уничтожается».
De facto выяснила, что, после обнародованной СМИ информации 17 декабря Инспекция провела очередную проверку на рабочем месте Никифоренко, в лаборатории Biocon — изучались медкарты пациентов и проведены беседы с членом правления и руководителем лаборатории. «Врач работает с сентября 2021 года, отзывы руководства хорошие. Карты заполнены. Анализ сам не берет. Результаты проверки будут известны в ближайшие рабочие дни», — ответила Слокенберга в переписке с журналистами.
Формально проверка не завершена, на следующей неделе сотрудники инспекции отчитаются о работе. Однако понятно, что если не будет заявлений от пациентов иммунолога, инспекция ограничится лишь изучением документов. «Он действительно востребован, нареканий нет. В карточках записываются исследования, женщины и мужчины идут в лабораторию. Сам он ничего не делает», — добавила глава Инспекции здравоохранения в разговоре с журналистами.
Как сообщалось ранее, несколько женщин обвинили иммунолога Евгения Никифоренко в совершении манипуляций, которые не соответствуют его специализации, а также обратились в полицию и другие контролирующие ведомства с заявлениями о пережитом сексуальном насилии. полиция возбудила уголовное дело в 2009 году, позже прекратила, а прокуратура отклонила жалобы женщин. Однако после расследования, опубликованного в подкасте Dokumentārijs генеральный прокурор Юрис Стуканс решил пересмотреть дело, запросив все его материалы для принятия решения о расследовании и дальнейших действиях. «Генеральный прокурор запросил все материалы конкретного дело, чтобы принять решение по поводу проверки и дальнейших действий. В данный момент, пока все материалы дела не собраны, говорить о дальнейших шагах, которые можно было бы предпринять, слишком рано», — заявил ранее представитель генпрокурора Айга Эйдука.
Кроме того, после публикации к журналистам обратились и женщины, пережившие в кабинете Никифоренко схожий опыт. Минимум двое, узнав, что расследование закончилось ничем и врач продолжает практиковать, обратились в полицию. Еще несколько обвиняют специалиста том, что он их сексуально использовал.
Женщины рассказывают свои истории. Одну он заставил раздеться и лечь на живот на кушетку, чтобы проверить вены — и долго гладил ноги. Другая пережила проверку груди — она длилась минимум пять минут. Три женщины рассказывать о гинекологических исследованиях, во время которых положение пальцев врача и их движение вызывали сомнения по поводу происходящего.
Правление Латвийского общество врачей обсуждало ситуацию 14 декабря. Вице-президент Марис Плявиньш подчеркнул: надо учитывать презумпцию невиновности — и, пока вина иммунолога не доказана, общество не может остановить действие сертификата или аннулировать его.
Латвийская ассоциация иммунологов на прошедшей неделе не отозвалась на призыв оценить работу Никифоренко. Сам Никифоренко же говорит, что у него нет времени «на эти слухи» и бросает трубку.
В интервью Латвийскому радио бывший министр здравоохранения Анда Чакша, которая работает в комиссии Сейма по вопросам здоровья, сказала, что в Латвии женщины часто скрывают такие случаи, потому что чувствуют себя виноватыми. Также отсутствует доверие и к надзорным органам. «В случае, когда происходят сексуальные действия, которые по сути могут быть приравнены к изнасилованию, от потерпевшего требуется много сил, чтобы пойти и рассказать про это. И в ответ нужна большая толерантность. Если полиции кажется, что «мало заявлений» — это хорошо, то придется огорчить — это свидетельствует о том, что к полиции нет доверия, что с этим разберутся. К сожалению, здесь речь не только о полиции, но и о профессиональных организациях, где эти вопросы не умеют профессионально решать. Потому что есть ощущение, что это попытка защитить не потерпевшего, а того, кто, возможно, на самом деле виноват».