Лифт не работает, пандус непригоден: в Риге инвалидов ждут препятствия
Доступность среды для инвалидов в Риге в XXI веке по-прежнему остается проблемой: в некоторые общественные места человек на коляске без посторонней помощи попасть не может в принципе, рассказывает передача «Домская площадь» на Латвийском радио 4.
Одному из клиентов болдерайского центра по социальному уходу Gobas Apartament после инсульта понадобилось пройти три амбулаторных обследования — ультрасонографию двух органов и электрокардиограмму. Удалось найти поликлинику в Зиепниеккалнсе, где вроде бы все эти процедуры можно было пройти в одном месте и в один день, пишет rus.lsm.lv.
И вот 9 ноября в назначенное время руководство пансионата Gobas Apartamenti привозит пациента в центр здоровья Ziepniekkalns и уже на месте обнаруживает сюрприз: в регистратуре сразу «обрадовали», лифт не работает, специалистов по УЗИ нет, а пандус для подъема на второй этаж — под углом в 45 градусов. «Там даже коляска не помещается, она шире, чем рельсы пандуса. [...] Какой угол должен быть у этого пандуса? Конечно, не такой, чтобы как зимой с горки скатываться. А там пандус именно такой. Если бы мы знали, мы бы туда не поехали. […] И вот попали на такой пандус, на сломанный лифт, на то, что не будет двух процедур из трех», — говорит Наталья Михайлова, заведующая пансионатом Gobas Apartamenti, которая сопровождала клиента в этой поездке.
В результате, чтобы сделать кардиограмму человеку с инвалидностью, пришлось пройти настоящий квест и проверку на прочность. «Я ему сгибала ногу, ставила на ступеньку, а Ольга фиксировала его спереди, чтобы он никуда не пошатнулся, не упал. Если бы я поехала одна, мне бы надо было дотащить этого человека наверх по лестнице, там его как-то закрепить, чтобы он не упал, а потом бежать вниз за коляской и тащить ее наверх», — описывает Наталья Михайлова восхождение.
В администрации поликлиники инвалида заверили, что ему присылали SMS с предупреждением, что лифт не работает, и специалистов нет. Хотя, как говорит собеседник «Домской площади», это сообщение никто не получал.
Центр в Зиепниеккалнсе находится в ведении самоуправления Риги. Глава думского комитета по социальным вопросам Виестур Клейнбергс поначалу не поверил, что такое вообще возможно в европейской Риге, в XXI веке. Но через 5 минут перезвонил, прояснив ситуацию у руководства Зиепниеккалнской столичной поликлиники. Он признал, что проблема есть и жалоба клиентов справедлива. «На прошлой неделе там начали менять лифт, потому что он был на грани издыхания. И вот на данный момент сложилась такая ситуация, но она кратковременная, ничего там не сделаешь, потому что лифт там один. С ноября по декабрь там будут проблемы с доступностью», — констатировал депутат.
Клейнбергс предупредил, что до конца года людям с проблемами передвижения будет недоступно полноценное посещение Зиепниеккалнского центра здравоохранения, о чем сотрудники заведения обещают предупреждать с помощью SMS и переносить прием.
Наталья не склонна жаловаться, но заметила, что такие ситуации не единичны: приходится сталкиваться с «полосами препятствий», который человек на коляске в одиночку точно не преодолеет. «Некоторое время назад мы одну нашу клиентку привезли на Валдемара, 36 (по этому адресу находится отдел социального обеспечения при посольстве России), чтобы получить для нее паспорт и точно так же пытались преодолевать все вот эти вот препятствия», — приводит она пример.
Председатель общества Motus Vita Валерий Раков рассказал «Домской площади», что организации до сих пор приходится бороться за соблюдение элементарных европейских стандартов и прав людей с особыми потребностями. «В новостройках там уже изначально должно быть сделано по стандартам, эти стандарты есть. Все расписано — все радиусы поворота, углы наклона. А там, где магазины и другие общественные места делают чисто формально (вроде пандус сделали, но там угол наклона такой кошмарный, что на коляске человек просто не заедет), тем должно быть стыдно. Мы несколько таких нашли, довели информацию о них до Рижской думы. [...] Таких мест очень много. Наши люди с особыми потребностями знают такие узкие места и стараются организовать свои передвижения так, чтобы получить доступ к необходимым услугам», — сообщил Раков.