Алексей Навальный утверждает, что в тюрьме его заставляют смотреть госпропаганду по восемь часов в день
Навального в колонии заставляют по восемь часов в день смотреть государственное телевидение и патриотические фильмы, рассказал он в интервью NYT — первом после приговора в феврале. По его словам, психологическое насилие — главная черта современной российской тюрьмы, пишет портал forbes.ru.
Алексей Навальный дал The New York Times первое интервью с момента его заключения в колонию во Владимирской области. Оппозиционер на 54 рукописных страницах ответил на вопросы корреспондента и рассказал, чем занимается в колонии, чем она отличается от ГУЛАГа и похожа ли на китайские трудовые лагеря, а также почему текущий режим — это «историческая случайность». Forbes пересказывает основные моменты:
- О «психологическом насилии». По словам Навального, одно из наиболее сводящих с ума занятий в колонии — обязательный просмотр российских государственных телеканалов и патриотических фильмов, который длится больше восьми часов в день. Читать, писать или делать что-либо еще — например, дремать — во время просмотра запрещено, говорит он. По словам Навального, современная колония похожа больше на «китайский трудовой лагерь», где все «маршируют в линию и где повсюду висят видеокамеры», чем на ГУЛАГ с его тяжелой работой. Заключенный сегодня подвергается в основном «психологическому насилию», добавил оппозиционер: «Постоянный контроль и культура доносительства».
- О «случайности» текущего режима. По мнению Навального, современный российский режим — это «историческая случайность, а не неизбежность». Рано или поздно Россия пойдет по «демократическому, европейскому пути развития», потому что этого хочет население, уверен оппозиционер.
- О «слабости системы». Сейчас в России нет стабильной прокремлевской правоцентристской партии, с которой мог бы ассоциировать себя возникающий в городах средний класс, считает Навальный. В этом он видит слабость системы: «Потому что около 30% населения — в основном образованного, городского — не имеют политического представительства», — отметил он в интервью.
- О сути российского телевидения. Во время просмотра фильмов и гостелевидения Навальный, по его словам, понял, что сегодня «настоящее и будущее подменяются прошлым», причем иногда это прошлое «истинно героическое», иногда — «приукрашенное», а иногда — «полностью выдуманное». «Все виды прошлого должны быть постоянно в центре внимания, чтобы смещать мысли о будущем и вопросы о настоящем», — считает Навальный.
- О лишении сна. «Я теперь понимаю, почему лишение сна — одна из любимых пыток спецслужб. Следов не остается, терпеть невозможно», — заявил Навальный. В марте его жена Юлия Навальная заявляла, что оппозиционеру «не дают нормально спать, будя по ночам каждый час». Федеральная служба исполнения наказаний это отвергала.
- О занятиях в колонии. Помимо телевизора, Навальный подметает внутренний двор колонии, читает письма в своей камере и посещает столовую. Во время одной из дневных сессий просмотра ТВ допускается вместо этого поиграть в шахматы или нарды. Навальный отметил, что ладит с другими заключенными и иногда они даже вместе готовят перекусы в микроволновке.
Акции протеста в России в поддержку Навального в апреле 2021 года
Навальному в начале февраля заменили условный срок на реальный по делу о хищении денег у компании «Ив Роше». Согласно приговору, он должен провести в колонии 2 года и 8 месяцев. В середине августа Навальному предъявили обвинение по новому делу — о создании некоммерческой организации, посягающей на личность и права граждан (часть 2 статьи 239 Уголовного кодекса, до трех лет лишения свободы). В виду имеется основанный им Фонд борьбы с коррупцией (ФБК, внесен в реестр иностранных агентов, признан экстремистской организацией, деятельность которой в России запретил суд). Сам Навальный называет все дела против себя сфабрикованными.
Накануне пресс-секретарь президента Дмитрий Песков заявил, что в Кремле безразличны к тому, что Навальный продолжает деятельность из колонии. В ходе общения с журналистами внимание Пескова обратили на то, что оппозиционер, даже находясь в заключении, продолжает публиковать статьи и обращаться к сторонникам через соцсети. «Никак не относятся в Кремле к этому. Это абсолютно не наше дело», — рассказал Песков.