В Латвии
1 мая 2021 г., 13:39

"Трудно не воспринимать каждый случай как личный", - лиепайчанка года о работе в условиях пандемии

Liepajniekiem.lv

"Для меня это был огромный сюрприз – узнать, что я стала "Лиепайчанкой года – 2020"", – по-прежнему не в силах скрыть смущение, признала Виктория Шмите. Высшую награду города она получила за открытие пункта тестирования на Covid-19 и профессиональную координацию его работы в условиях пандемии. Виктория является лаборантом биомедицины и работает в ООО Centrālā laboratorija.

Вы с детства мечтали о медицине?

– Моя бабушка, которая жила с нами, тяжело болела, и я видела, как ей было трудно. Когда бабушки не стало, я задумалась о том, что хотела бы освоить такую профессию, чтобы помогать людям.

После окончания 8-го класса Лиепайской 12-й средней школы я поступила в Лиепайское медицинское училище. Учебная практика у нас проходила в разных отделениях больницы. На 3-м курсе я оказалась на практике в лаборатории больницы, и мне там очень понравилось. Первый год работы прошел еще в старой больнице, где я начала трудиться в 1992 году.

Каким было начало?

– Мне повезло, так как все время рядом были очень хорошие люди, коллеги. Они делились опытом, что для молодого работника действительно очень важно. Коллектив лаборатории всегда был стабильным. И сейчас у меня великолепные коллеги, команда, в которой мы поддерживаем друг друга. Девочки говорят, что я лидер (Улыбается.)

Коллеги говорят: «Мы пойдем за тобой, потому что ты знаешь, как надо делать». Если мне доверяют, то надо идти и делать.

Какими лаборатории были тогда?

– Когда я начала работать, лаборанты пользовались только микроскопами и фотоэлектрическими калориметрами. Сегодня в нашем распоряжении такая аппаратура, о которой мы прежде не могли и мечтать. Это означает, что лаборанту очень желательно иметь как медицинское, так и техническое образование. Надо же понимать, что и как происходит. Так мы, несколько коллег из лаборатории больницы, поступили в РТУ и получили специальность медицинского лабораторного техника.

Работа в лаборатории очень интересная и ответственная, требуемая точность – до трех знаков после запятой!

Когда мне предложили работу в ООО Centrālā laboratorija, я долго думала, как поступить. В больнице я проработала 27 лет, но все же решила, что нужно попробовать что-то новое.

2019 год, в сущности, прошел в заботах по обустройству и лаборатории, и пунктов приема анализов здесь, в Лиепае. Начали работать, и в марте прошлого года ковид появился в Латвии. Лаборант биомедицины – это моя основная работа, а еще я отправляюсь на домашние визиты и беру образцы на дому.

С началом пандемии нам поручили организовать мобильный пункт для приема анализов на Covid-19. До сих пор я пункт приема анализов называю палаткой! Первый такой пункт находился на ул.Роню, на стадионе «Олимпия». Я сотрудничала с рижскими коллегами, но в Лиепае все нужно было создать заново: каким будет порядок, логистика, графики и т.д. Затем мобильный пункт перенесли в старую больницу, а теперь мы находимся на ул.Бривибас, 95 и по-прежнему работаем семь дней в неделю.

Насколько велика ваша команда сегодня?

– В лиепайской лаборатории работают шесть лаборантов биомедицины. Еще есть четыре пункта приема анализов: на ул.Бривибас, в Новой Лиепае, в Старой Лиепае и докторате Л.Атике. Считая вместе с курьером, нас 15 работников и 5 лаборантов в мобильном пункте.

Я отвечаю за коллег, коллектив Лиепайского филиала, в их глазах я лидер и организатор – эти качества мне присущи. С самого начала было так: если требовалось ответить на вопросы, что-то уладить, то звонили мне. Кто-то должен был взять на себя координацию работы.

Помните, ли какой была весна прошлого года, когда мир замер на пороге пандемии?

– Хорошо помню. Если честно, это было ужасно. Никто ведь не знал, не понимал, что делать, как жить. Новостные сюжеты один ужаснее другого, о количестве заболевших в мире, большой смертности. Царили незнание и страх. Многие медики, которым предлагали брать анализы на ковид, по разным причинам отказались.

У меня основная работа отодвинулась на второй план, и каждый день после работы в лаборатории я ездила на домашние визиты к тяжелым, лежачим пациентам брать образцы для анализа. Об этих домашних визитах можно книгу написать – как люди живут, ведут себя… До сих пор мне трудно надевать маску равнодушия и не воспринимать каждый случай как личный.

Как-то раз выехали мы из Лиепаи в Скрунду, к пожилой пациентке, и тут звонок – разворачивайтесь, образцы брать уже не у кого, бабушка умерла. Коллега развернул автомашину, и весь обратный путь мы проделали в полном молчании.

На домашние визиты для забора образцов мы с коллегами ездили и в учреждения, и на предприятия, включая Салдус и Салдусский край.

Наверное, совершая эти поездки, вы многое повидали.

– Скажу так: образцы забирала и во дворцах, и в лачугах. Зимой сельские, лесные дороги были занесены снегом. Спасибо нашему курьеру, который развозит нас, лаборантов, куда нужно. При этом еще помогает нам надеть защитный костюм, а после визита обрабатывает дезинфицирующими средствами, помогает снять защитное снаряжение.

Из чего оно состоит?

– Сначала надеваю комбинезон, затем бахилы. Дальше: перчатки, халат, вторая пара перчаток, респиратор. Затем еще нужно надеть капюшон и щиток для лица. Летом в таком снаряжении очень жарко, зимой – холодно.

фото: из личного архива
Виктория Шмите в защитном костюме готова отправиться на домашний визит в условиях пандемии

Наверное, и вам знаком страх перед невидимым врагом ковидом?

– Конечно, я всего лишь человек. У меня есть семья, мама в почтенном возрасте. В действительности я нахожусь в группе риска со своим заболеванием, но нужно работать. Не знаю… Я такая.

Вы умеете брать на себя ответственность, а обращаетесь ли за советом?

– Если я в чем-то не уверена, то всегда спрашиваю совета. Всегда лучше обратиться к сведущему человеку, а не возомнить себя слишком умной и ошибиться. Мне нравится, что в нашей лаборатории главный критерий это то, как человек выполняет свою работу.

Можете ли вы себя представить в другой профессии?

– Вообще я довольно разносторонний человек с техническим мышлением. Могу и утюг починить, но теперь их производят такими, что сложно разобрать. Если на работе какой-то аппарат не исправен, тоже могу устранить неполадки. Надежнее, конечно, если в тот момент по телефону консультирует какой-нибудь знающий специалист, но не испугаюсь, сделаю.

Мне нравится моя работа. Когда было решено создавать лабораторию в Лиепае, мы все начинали с нуля: работники, помещения, аппаратура и т.д. Теперь ощущение такое, как будто лаборатория – мой ребенок.

Что посоветуете людям в это сложное для всех время?

– Не терять благоразумия, не поддаваться страху. Анализировать информацию. Коллегам хочу сказать спасибо за сотрудничество и понимание, большое спасибо семье за поддержку и – маме, которая встречает меня горячим ужином.

Как вы отдыхаете после работы, как восстанавливаете силы? Может быть, у вас есть собака?

– Нет, собаки у меня нет, при моем ритме жизни и долгих часах работы она бы умерла от голода. Даже на Пасху мы с коллегами работали, как в рабочие дни. Хорошо, что у меня нет маленьких детей. Сын уже вырос, и работа мужа связана с длительными выездами.

Иначе я просто не знала бы, как разделить время и внимание между работой и домом – я ухожу на работу рано утром и возвращаюсь поздно вечером.

Что вы будете делать, когда закончится пандемия? Есть какой-то план?

– Очень хочется отдохнуть, съездить в путешествие в какую-нибудь теплую страну и «сменить картинку». Только солнце, море и покой… Об этом я мечтаю. Прежде я уже была в Египте, там воспользовалась возможностью поплавать под водой и ознакомиться с подводным миром. Это великолепный отдых. Когда будет больше свободного времени, снова поедем с мамой в Шкеде. Будем сажать, что-то выращивать в своем саду. Прошлой весной и летом на это совсем не было времени.