Первые беженцы из Африки живут в Латвии уже 10 лет. Как у них дела?
Африканцы прижились в Латвии
Реально & Невероятно

Первые беженцы из Африки живут в Латвии уже 10 лет. Как у них дела?

Otkrito.lv

В 2005 году уставшие и измученные сомалийцы постучали в двери Красного Креста в Риге. По их словам, дорога в Латвию заняла у них пять месяцев.

Они собирались перебраться в одну из  богатых стран Европы, но попали в Латвию. Какой-то грузовой корабль высадил их в нашем порту, затем людей везли в грузовой машине и оставили в лесу. Два дня они скитались, пока не вышли на дорогу, где встретили автобус, водитель которого согласился доставить их до Красного Креста. В конце концов сомалийцы попали в приют для нелегальных эмигрантов в Олайне.

Никто не протестовал против их приезда, не собирал подписи и не устраивал пикетов. Спустя десять лет эти люди прекрасно адаптировались.

Ночевали на скамейках в Верманском парке

Беженцы были благодарны нашей стране за возможность жить в мирных условиях и за еду. А мороз зимой удивил их и заставил впервые в жизни надеть перчатки и варежки.

Какое-то время сомалийцы жили в Олайне. А когда закончился отведенный законом срок в девять месяцев, их оттуда выгнали без каких-либо средств к существованию. Несколько ночей они провели в Верманском парке, спали на скамейках, пока им не дал приют тогдашний настоятель Рижской общины реформаторов Юрис Цалитис и его жена Сандра Дзените-Цалите. Семья священника проживала тогда в Званниках Цесисского края и давала приют всем, кто остался без дома.

В школу или на работу

Скоро жизнь сомалийцев наладилась. Самые юные — 15-летняя Азиза и ее братья Насир (16) и Хусейн (17) — начали учиться в Рамульской основной школе. Их родители погибли на войне, и дети не хотели вспоминать их прежнюю жизнь, а были раду мирному существованию. Быстро выучили латышский язык и интегрировались в общество.

Четверо старших — Юсуф, Зенита, Салем и Сару — стали работать в рижской гостинице Hotel de Rome, на кухне. Государство дало сомалийцам альтернативный статус (он схож со статусом неграждан). Африканцы выучили латышский язык и начали жить независимо.

«Они быстро включились в общественную жизнь, потому что жили не в закрытой среде, как, например, в Муциниеках, и не сидели на пособиях. Они сразу же были с людьми и нашли работу», — говорит Сандра Дзените-Цалите.

Азиза вышла замуж за латыша Артиса
Азиза вышла замуж за латыша Артиса

Азиза растит маленького Мика

Первые пару лет после приезда сомалийцы вызывали интерес у журналистов и политиков. Сейчас их мало кто вспоминает. Они этому рады и не хотят лишней публичности. Об их дальнейшей судьбе рассказала их «приемная мама», как можно назвать Сандру. Азиза вышла замуж за латыша Артиса и получила звучную латышскую фамилию Балоде. Оба родителя растят сына Микаэля. Сейчас живут в Латвии, но собираются перебраться в Данию из-за работы Артиса.

Работает в гостинице, музицирует в Европе

Братья Азизы Хусейн и Насир нашли хорошую работу в гостиничном бизнесе. Насир редко бывает дома, с командой единомышленников он объехал всю Европу как уличный музыкант. Это его хобби. Недавно он накопил-таки на собственную машину и купил Volvo, чему очень рад.

19-летний Сару женился на латышке, и они оба уехали работать за границу.

Прижились в Латвии

Юсуф и Зенита приехали в Латвию, уже будучи парой. Недавно Юсуф гостил у Сандры и рассказал, что они прижились в Латвии, но подробностей прессе рассказывать не пожелал. К сожалению, один из беженцев, Салем, которому по приезду в Латвию было уже за 40 лет, умер от болезни в Швеции.

Элмарс Барканс, Фото: Ройс Майзитис/архив издательства Rīgas Viļņi