Соцработник в Латвии: "Дети скоро мне расскажут, как их родители промотали 500 евро"
фото: LETA
В Латвии

Соцработник в Латвии: "Дети скоро мне расскажут, как их родители промотали 500 евро"

Elmārs Barkāns

Jauns.lv

В спешке принятое решение о правительственной поддержке в размере 500 евро гарантирует эту сумму также родителям или опекунам, у которых ребенок не живет, его получат и те, кто застрял в бутылке и долгах.

Поддержку в размере 500 евро получат за каждого ребенка  до 15 лет родители, приемные родители или опекуны, а также получатели пособий на детей от 15 до 20 лет, если ребенок учится в общеобразовательном или профессиональном учреждении и не вступил в брак.

Пособие получат и за того ребенка, который родится до окончания чрезвычайной ситуации 6 апреля (включительно). Итак, если ребенок родится 5 апреля, то пособие можно получить, а если уже 7 апреля, то нет (в случае, если чрезвычайная ситуация не будет продлена). Родителям новорожденных придется считаться с тем, что эта поддержка на их счет не будет зачислена в марте, а позже, вместе с первым семейным пособием.

Если пособия получат не те,   следует спешить в сиротский суд

Нынешняя система предусматривает, что поддержку в 500 евро может получить и родитель или опекун, который не обращает внимания на своего ребенка, но кто получает государственное семейное пособие и, возможно, даже должник Гарантийного фонда средств на содержание. Остался один рабочий день, чтобы спасти ситуацию.

Директор Департамента по делам детей и семьи Министерства благосостояния Зита Мустермане Jauns.lv проинформировала: «В законе о сиротских судах установлено, что сиротский суд, защищая личные интересы ребенка в отношениях с родителями, опекунами и другими лицами, принимает решение о прекращении выплаты государственных социальных пособий лицу, которое не воспитывает ребенка, и о выплате лицу, которое фактически воспитывает ребенка. Таким образом, если у родителей возникают разногласия о выплате упомянутых пособий другому родителю, сиротский суд принимает решение о прекращении выплаты пособия родителю, который не воспитывает ребенка.

Государственное агентство социального страхования (ГАСС) не решает родительские споры и не имеет права прекратить выплату уже назначенного пособия на основании заявления другого родителя. ГАСС прекращает выплачивать пособие на основании решения сиротского суда о прекращении выплаты одному родителю и выплате лицу, фактически воспитывающему ребенка или после добровольного отказа другого родителя от дальнейшего получения пособия.

Если у родителей имеются разногласия о выплате пособий другому родителю, призываем до 1 марта обратиться в сиротский суд своей административной территории с заявлением о выплате пособия ему.

Если сиротский суд до 1 марта 2021 года получит заявление от лица с просьбой об изменении и предоставлении выплаты пособия лицу, фактически воспитывающему ребенка, сиротский суд незамедлительно информирует об этом ГАСС и ГАСС будет вправе остановить уже назначенное пособие, а также разовую поддержку до момента принятия сиротским судом решения о том, кто из родителей имеет право в дальнейшем получать пособия за ребенка. Если заявление о смене выплаты пособия будет получено после 1 марта, сиротский суд сведения о возбуждении административного дела не даст ГАСС и разовую поддержку получит родитель, который в настоящее время имеет право на упомянутые пособия».

Следует подчеркнуть, что дети с 15-летнего возраста могут получить государственное пособие самостоятельно, без посредничества родителей (статья 17 Закона «О социальной безопасности» / Par sociālo drošību). В этом случае ребенок должен обратиться в сиротский суд и предоставить мотивацию этого иска.

Всегда будут те, кто постоянно просит

В каждой бочке меда есть и ложка дегтя. Об этом Jauns.lv рассказывает глава благотворительной организации Laiks jauniešiem, которая оказывает поддержку семьям, пострадавшим во время пандемии, Гинтс Янковскис:

«Мы уже видим объемы потребностей в помощи и видим семьи, которые этого требуют, к ним приезжаем и разговариваем с ними. Около 70% семей нуждаются в приобретении, улучшении необходимых для семьи или других семей вещей. Но остается около 25% семей, где дети не почувствуют улучшения благосостояния. Родители детей используют эти деньги, чтобы удовлетворить свои зависимости (..)

Социальные службы самоуправлений в настоящее время с большим объемом работы не справляются, и они на самом деле ничего не знают. Мы, как неправительственный сектор, каждый день встречаемся и работаем с людьми, видим эту ситуацию. Например, есть семья, где дома на стенах плесень, мать и отец употребляют алкоголь, а ребенок должен спать около плесени. О чем в такой ситуации можно говорить?

Будут семьи, которые после получения этой помощи в 500 евро уже на следующий день будут просить помощь. Есть люди, которые всю жизнь просят помощи. Они всегда будут требовать и всегда им будет надо. Я дам им один хлеб и они спросят, почему не три. (..) Эти вечные просители составляют 20%, которые всегда просят и молят. Им предложат 500 евро, а они попросят три тысячи».

Работник Социальной службы, который захотел остаться анонимным, сказал Jauns.lv: «Каждый день я работаю с детьми в подростковом возрасте. Их родители привозят в дневной центр, чтобы они провели там день. Я очень ясно вижу, из какой семьи они приходят. Есть и богатые, и бедные, и мотивированные, и такие семьи, которым, извините, все до одного места.

Дети с особыми потребностями. Есть родители (независимо от благосостоянии), которые приводят детей к нам для того, чтобы у них была полноценная жизнь – они социализировались, находили себе занятие, например, рисовали. С ними все в порядке, родители заботятся о них. И есть дети, слава Богу, самая маленькая часть, которую родители привели к нам, чтобы избавиться от них, потому что знают, что мы покормим их или дадим им какую-нибудь  одежду из запасов социальной помощи. И тут дело не в деньгах, а в отношении.

Но моя непосредственная работа - не воспитывать родителей, а заботиться о детях. Я уже догадываюсь, что вскоре многие расскажут мне, как их родители растранжирили эти 500 евро… Единственное утешение, что их не будет большинство».