"Воскресший" Аркадий Бабченко: "Я завернулся в простыню, включил телевизор и сел смотреть новости о моем «убийстве»"
То, что произошло в конце мая на Украине, — дело по-настоящему интересное, неожиданное и достойное внимания, ведь касается оно человека, который… воскрес! Речь идет о 41-летнем российском журналисте, военном корреспонденте Аркадии Бабченко, которому удалось всех обвести вокруг пальца. Но обо всем по порядку.
Бабченко — личность противоречивая, а иначе события такого масштаба просто не произошли бы. Его биография достаточно насыщенна: в 1995 году Бабченко был призван в армию, проходил службу на Северном Кавказе, служил в войсках связи, принимал участие в первой чеченской войне, а в 1999 году окончил юридический факультет. После начала второй чеченской войны заключил контракт с вооруженными силами Российской Федерации и принимал участие в контртеррористической операции. Служил связистом в мотострелковых войсках, был командиром расчета в гранатометном взводе.
В 2000 году Аркадий был уволен в запас в звании гвардии старшины, и с этого момента он начал работать военным корреспондентом, потом на время ушел в таксисты, а потом снова вернулся на прежнее поприще, а также начал издавать военную прозу.
Первые дни после "воскрешения" Аркадия Бабченко
Первые проблемы крупного масштаба появились в 2012 году: тогда против Бабченко было возбуждено уголовное дело о призывах к массовым беспорядкам за пост о митинге за свободные выборы. В декабре 2016 года скандал вызвало высказывание журналиста о катастрофе Ту-154 над Черным морем: Аркадий заявил о своем безразличии к судьбе жертв — артистов, летевших в Сирию для выступления перед российскими военными.
21 февраля 2017 года Бабченко, который резко критиковал власть России, присоединение Крыма, продолжающуюся на востоке Украины войну и в целом внешнюю и внутреннюю политику страны, из-за постоянных угроз в свой адрес и в адрес его семьи решил покинуть родину. «Поступила информация о том, что сейчас в высоких кабинетах люди решают, что со мной делать, — то ли заводить дело и сажать в тюрьму надолго, то ли махнуть на меня рукой и оставить все как есть. Но я не стал дожидаться их решения и решил переехать на какое-то время», — рассказывал мужчина. Аркадий отправился в Чехию, потом перебрался в Израиль, а в августе обосновался на Украине и начал вести собственную программу.
Однако на этом проблемы Аркадия не закончились, а наоборот, только начались. Бабченко узнал, что его хотят убить, поэтому ему пришлось согласиться на инсценировку собственной смерти! Чуть меньше суток Бабченко все считали мертвым…
Все произошло 29 мая: в СМИ появились сообщения о том, что журналиста убили в собственной квартире. «Подлый» выстрел в спину произошел в момент, когда Аркадий вернулся из магазина, то есть на лестничной клетке в подъезде. О том, как все было, рассказывали не случайные люди, а представители полиции. По их словам, свидетелем убийства стала жена Бабченко Ольга, которая находилась в ванной комнате. «Она услышала хлопки, вышла и увидела мужа в крови. Вызвала скорую, его забрали, он умер по дороге, — рассказывали сотрудники полиции. На месте убийства Бабченко якобы были найдены три гильзы от патронов для пистолета Макарова. Был даже представлен фоторобот убийцы Бабченко!
Журналист Аркадий Бабченко на пресс-конференции в Киеве после инсценировки своего убийства
Никаких подозрений в том, что все происходящее — шутка, не было, и полиция принялась выдвигать версии убийства журналиста. В основном, конечно, говорилось о его профессиональной деятельности и гражданской позиции… «Любителей задерживают на месте преступления. Это преступление совершено намеренно неизвестными лицами. Мы считаем, что мотивы преступления — профессиональная деятельность потерпевшего. Другие версии также имеют право на существование, но есть приоритет», — сказал глава Национальной полиции. По его словам, преступников было несколько. «Нажать на курок пистолета нужен один человек, но подготовить такое преступление — одним человеком не обойдешься».
Украинские власти заподозрили во всем случившемся Россию, потому что эта страна считала его свои врагом, а Россия в свою очередь назвала подобные заявления чушью, провокацией и проявлением русофобии. Также Россия была готова оказать помощь семье журналиста — об этом заявила председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко. «Какую бы политическую позицию он ни занимал, как бы ни относился к России, но этот человек в свое время воевал за нее. Это человек, у которого осталось шесть детей. И Россия готова оказать помощь и поддержку его семье».
Когда появились первые новости о том, что Аркадий чудесным образом воскрес, а если быть точнее, то никогда и не умирал, народ подумал, что это розыгрыш. Но оказалось, что розыгрышем было как раз убийство! Правда открылась во время пресс-конференции главы Службы безопасности Украины Василия Грицака. Он заявил, что мог бы принести соболезнования семье Аркадия Бабченко, но не станет этого делать и поздравит его с «третьим днем рождения», и сказал: «Аркадий, в студию». И тут перед журналистами предстал целый и невредимый Бабченко… Тогда-то и выяснилось, что стрельба была инсценировкой, организованной для того, чтобы спасти Бабченко от реальных убийц, которым было предложено 40 000 долларов. «Служба заблаговременно получила информацию о приготовлении покушения на жизнь Аркадия Бабченко и поиске исполнителей убийства. Службой было принято решение о проведении оперативной комбинации, благодаря которой нам удалось собрать неопровержимые доказательства террористической деятельности российских спецслужб на территории Украины», — пояснил Грицак.
Журналист Аркадий Бабченко
Сам Бабченко во время пресс-конференции сделал откровенное признание — эта операция готовилась два месяца, а его посвятили в курс дела месяц назад.
«Люди сказали, что есть на тебя заказ, уже переданы деньги, насколько мне известно, 40 000 долларов. Я неплохо стою, слушайте! Было предложено принять участие в этой спецоперации. Ну, тут вариантов не было, либо работаем, либо все равно работаем. Я согласился. Я свою работу выполнил, я пока еще живой, не дождутся», — заявил Аркадий.
И без извинений тоже не обошлось — Бабченко попросил прощения у родственников и друзей за то, что им пришлось пережить, а особенно выделил жену. «Отдельно я хотел бы принести извинения своей жене за тот ад, через который она прошла за эти два дня. Олечка, прости, но здесь было без вариантов», — сказал журналист. Потом, правда, выяснилось, что супруга была в курсе дела и помогала ему во всем.
Реакция всего мира была очень разной: политики называли эту ситуацию карнавалом, трюком уличных фокусников, манипуляцией секретных служб Украины для ведения информационной войны, говорили, что произошедшее бьет по доверию к Киеву во всем мире. Ну а простые смертные высказывались более понятным языком и наделали множество мемов на тему «воскрешения» Бабченко.
Но кто же был предполагаемым организатором покушения на журналиста? Украинец Алексей Цымбалюк, участвовавший в Антитеррористической операции, заявил, что это был он. По словам Цымбалюка, именно его голос звучит на видеозаписи, которую опубликовала Служба безопасности Украины и на которой запечатлен момент передачи организатором задатка за покушение на Бабченко предполагаемому исполнителю преступления. «После обнародования записи получения мной аванса за убийство человека без изменения моего голоса шифроваться смысла не вижу, — написал украинец у себя на странице. — Прекрасно, что в службе работают талантливые молодые опера, к которым спокойно идешь с информацией о заказах на убийство. Обращаешься и не боишься, что тебя сольют тем же заказчикам. Честно, не знаю, как сложится моя судьба дальше, немного на нервах. Но точно знаю, что оперативник, который все это дело тащил на себе, следователь по делу — люди чести».
Откровенный рассказ Бабченко о спецоперации
О том, как все начиналось
Бабченко: «Мне хотелось сказать «нет», мне хотелось куда-то уехать, мне хотелось уехать на Северный полюс и там полностью раствориться, или в Англию, или в Штаты, или куда-нибудь еще. Но поскольку было понятно, что вариантов нет — либо работаем, либо все равно работаем, было принято такое решение. Когда к тебе приходят и показывают все твои данные, твои паспортные данные, паспортные данные твоей жены, фотографию твоего дома, фотографию дома твоей жены, твою фотографию, которая есть только у меня в паспорте и моем паспортном столе... Номер моего паспорта есть в России в паспортном столе. Когда тебе показывают, что вот, такие документы на тебя пришли, на заказ, ты не задаешься вопросом, фейк-ньюс ли это. Ты задаешься вопросом: «Блин, я хочу выжить». Жена, конечно, знала, потому что все делалось в нашем доме на ее глазах. Но я очень прошу не втягивать ее в это дело. Я устал бояться за себя и не хочу бояться за свою семью».
Как это было по-настоящему
Бабченко: «Когда все-таки было принято решение, что делаем в этот день, пришел гример. Футболка моя была заранее прострелена. Мы тренировались падать, как падает человек, в которого выстрелили. Меня загримировали, кровь была натуральная (свиная). Все это было по-настоящему. Жена позвонила в полицию и скорую помощь. Приехал наряд полиции, приехала скорая помощь. Меня положили на носилки, спустили в карету. Легенда была, что я еще живой. Мы отъехали на какое-то расстояние, началась реанимация, потом я «умер». Скорая сообщила о факте моей смерти. После этого меня отвезли в морг. Пока ворота не закрылись, в морге я лежал, изображая мертвого. В морге завели в комнату санитара, там я воскрес, снял с себя футболку, все было в крови, я пытался умыться. Потом я завернулся в простыню, включил телевизор и сел смотреть новости о моем «убийстве». После этого меня эвакуировали из морга и отвезли в безопасное место. Закончилось все только в пять утра. А началось в шесть вечера. После этого сутки я был под охраной, и закончилось все тем, что меня привезли на пресс-конференцию. Моя основная задача была — остаться в живых и обезопасить свою семью. Как это выглядит с точки зрения высокоморализаторствующих людей, я думал об этом в последнюю очередь, вот честное слово. Друзья мои, еще раз давайте: вот когда к вам придут, скажут: «Вот твои данные, вот заказ на тебя, давай — ты хочешь выжить или ты хочешь морализаторствовать?» Пожалуйста, морализаторствуйте — я захотел выжить».