Действительно ли в ресторане нельзя фотографировать?
Один из ресторанов в центре Риги выделился неоднозначной реакцией. Когда его работники увидели сидящую за столом женщину с цифровым фотоаппаратом в руках, то строго заметили, что фотографировать в ресторане категорически запрещено.
Это произошло в Gril&Bar, который находится в торговом центре Origo. Информация в регистре предприятий говорит о том, что этот ресторан является частью цепочки ресторанов SIA Lage Ko, куда также входят рестораны Gan Bei, которые прославились кассовыми аппаратами, обходящими налоги.
Владелица фотоаппарата даже не пыталась фотографировать, а только изучала уже сделанные снимки, пока ждала заказанное блюдо.
«Это было очень странно. Внезапно я заметила, что кассиры, повар и часть обслуживающего персонала смотрят в одну точку. Их взгляд был прикован к женщине, которая что-то изучала в своем фотоаппарате, и вскоре последовало сообщение — здесь нельзя фотографировать!» — рассказывает очевидец Мария.
Женщина и ее напарница оправдывались, что только пересматривали уже сделанные снимки. Персонал ресторана неохотно, но все же умерил свой пыл. «Почему они так боятся фотокамеры? Может быть, что-то скрывают?» — не понимает Мария. Тогда рождается вопрос — это означает, что в ресторане нельзя фотографировать ни юбилей, ни другие празднования?
Реакцию работников ресторана комментирует Мартиньш Биргелис, юрисконсульт бюро омбудсмена. «Каждый случай с публичными съемками нужно рассматривать отдельно. В первую очередь нужно учитывать, что, согласно седьмой статье Закона о защите личных данных, фотографировать и снимать других людей можно только с их согласия. В то же время закон о защите данных физических персон относится только на обработку данных физических персон, и он не регулирует условия фотографирования и съемок объекта».
«Если в ресторане снимают людей, с точки зрения защиты данных персоны важно, чтобы полученный фото— и видеоматериал был снят для творческих нужд или использован для семейных целей и не был передан третьей персоне, а также опубликован в интернете. 7, 8, 9 и 11 абзацы закона о защите данных физических персон, которые, кстати, говорят о том, что фотографируемую персону нужно об этом предупреждать и получить согласие, не работают в случае, если персональные данные обрабатываются для художественных и литературных, а также журналистских целей, согласно закону «О прессе и других СМИ», — информирует представитель бюро по защите прав.
Что касается фотографирования для личных целей, например для семейного альбома, 3-й абзац закона о защите данных физических персон говорит о том, что согласие персон в этом случае не является обязательным. Однако если в ресторане снимают или фотографируют объекты, поведение людей не контролируется, то есть одного общего запрета нет. «Несмотря на это, в отдельных ситуациях запрет на съемку может быть допустимым, если есть какая-либо законная цель для этого. Важно знать, что законные интересы стараются защищать, запрещая другой персоне фотографировать или снимать. Например, коммерческая тайна может быть законным интересом», — объясняет Биргелис.
Произошедшее в ресторане также объясняет специалист по маркетингу SIA Lage Ko Антра Озолиня. Она утверждает, что против фотографирования выступили сами работники. «Хотим информировать, что не запрещали своим работникам ограничивать желание клиентов фотографироваться в наших ресторанах для личных нужд, однако в то же самое время работники сами могут решать — фотографироваться им или нет. В этом конкретном случае работники фотографироваться не хотели».
Очевидец все-таки напоминает, что женщина всего лишь рассматривала фотографии и не собиралась никого фотографировать.