Плавучий квартал, дом-айсберг и "ложные холмы". ТОП 10 лучших жилых комплексов мира
фото: Shutterstock
Стиль жизни
13 января 2021 г., 10:44

Плавучий квартал, дом-айсберг и "ложные холмы". ТОП 10 лучших жилых комплексов мира

Marina Nasardinova

Otkrito.lv

Если верить прогнозам, через 30 лет горожанами станут почти 90 процентов населения Земли. Cтроители не прекращают работы ни на минуту, районы, кварталы, жилые массивы растут как грибы после дождя. Представляем вам лучшие.

Sliced Porosity Block, Чэнду, Китай

фото: Vida Press

Автор: Steven Holl Architects (США), 2014. Золотой сертификат LEED

Пять причудливо изломанных высоток на двух подиумах, развернутых лицом друг другу, образуют прямоугольник, в центре которого обустроено трехъярусное общественное пространство. Прямо под гигантской конструкцией располагается шестиэтажный подземный торговый центр. Общая площадь комплекса составляет 278 000 м2. Массивный бетонный каркас вынесен на фасады и укреплен дополнительными диагональными балками. Во-первых, это красиво и очень в духе Стивена Холла, во-вторых – обеспечивает зданиям дополнительную сейсмоустойчивость (Чэнду частенько трясет). Но больше всего поражает обилие воды. Дождевая влага, скапливающаяся в искусственных водоемах, используется для бытовых нужд обитателей комплекса (примерно 43 % от всего объема потребления). Бассейны с частично остекленным дном превращены в световые люки. Отопление и охлаждение комплекса осуществляется за счет 468 геотермальных скважин глубиной 90 м. А еще здесь нашлось место для современного искусства – в трех огромным нишах, как бы вырезанных в объемах башен, расположены Павильон истории от Стивена Холла, Павильон цвета от Леббеуса Вудса и Павильон национальных ремесел и искусств от Хань Мэйлиня.

Rundeskogen, Саннес, Норвегия

фото: Vida Press

Авторы: dRMM Architects (Великобритания)/Helen and Hard Architects (Норвегия), 2013

С этим проектом намучились. Сначала тут предполагалась одинокая восьмиэтажка, но окрестные жители взбунтовали – им не нравилось, что дом будет торчать одиноким зубом и перекрывать вид на фьорды. Архитекторы три года искали выход из положения и нашли – построили не одно, а три здания в 12–15 этажей, подняли дома на сваи, обшили их мерцающими металлическими панелями и сделали Rundeskogen такой же местной достопримечательностью, как и недавно раскопанное поблизости захоронение викингов. Комплекс стоит на одноименном лесистом холме, поэтому дерево играет тут важную роль. Планировалось, что деревянными будут даже каркасы и перекрытия. Заказчик на это не решился, пришлось использовать и бетон. Однако «зеленая» составляющая все равно сильна. Зимние сады в каждой квартире, солнечные батареи на крышах, геотермальные тепловые насосы, продуманная система вентиляции – все эти экстры обитатели комплекса получили вдобавок к живописнейшим пейзажам за окном. А еще по велосипеду и фруктовому дереву к новоселью. Ряд апартаментов сдается; суточная аренда квартиры с двумя спальнями в ноябре – 136 евро.

NEO Bankside, Лондон

фото: Vida Press
фото: Vida Press

Авторы: Rogers Stirk Harbour + Partners (Великобритания)/ландшафтное бюро Gillespies (Великобритания), 2015

Вероятно, почерк автора покажется вам знакомым; не мудрено – именно он, великий англичанин Ричард Роджерс, в тандеме с Ренцо Пиано создал внешний облик Центра Помпиду в Париже. Бюро Роджерса выиграло тендер и на возведение жилого комплекса NEO Bankside на Холланд-стрит – прямо через дорогу от знаменитой лондонской галереи Tate Modern. В итоге близ Темзы выросли четыре жилые башни высотой от 12 до 24 этажей и шестиэтажный внутренний корпус с бизнес-центром и спортивным клубом. На площади в 28 600 м2 размещены 217 апартаментов и пентхаусов премиум-класса. Еще 13 400 м2 отведены под кафе, рестораны и магазины. Имеются винный погреб и подземный паркинг. Зеленую зону составляют сады, наполненные фруктовыми деревьями, пряными и лекарственными растениями, ульями и домиками для птиц.

У этого проекта было немало критиков. Говорили, что апартаменты непристойно дороги (за пентхаус пять лет назад просили 22 миллиона фунтов) и предназначены не для жизни, а для капиталовложений. Что 11 миллионов фунтов, выплаченных девелоперами на соцпрограммы района Саутверк, – жалкая подачка. И кто вообще все эти люди, осыпавшие NEO Bankside архитектурными премиями? Ведь комплекс, похоже, разрабатывали стажеры, а не первые лица Rogers Stirk Harbour.

О нет. NEO Bankside заслуживает похвал. Его цветовая гамма, его виртуозные игры с фактурами служат напоминанием об индустриальном прошлом Саутверка. Его балконы, террасы, зимние сады, огромные панорамные окна наполняют каждую квартиру лучшими видами Лондона, которые только можно себе представить. Массивные решетчатые панели из дерева, с двух сторон забранные в стекло, дают ровно столько приватности и солнца, сколько пожелают хозяева. Внутренняя отделка идеальна. Да, это роскошь, но роскошь не кричащая и не вызывающая.

Fake Hills, Бэйхай, Китай

фото: Shutterstock

Автор: MAD (Китай), 2015

Ма Яньсун – звезда современной китайской архитектуры, 12 проектов его бюро вошли в постоянную экспозицию Центра Помпиду. Не Fake Hills, нет: у MAD есть работы поэффектней. Однако именно «Ложными холмами» Ма Яньсун бросил вызов стандартам массовой застройки в своей стране. Ему хотелось показать, что быстровозводимое и доступное среднему классу жилье может выглядеть эффектно и хотя бы отчасти отвечать «зеленым» нормам. Что ж, правота архитектора очевидна. «Ложные холмы» своим причудливым силуэтом перекликаются с местным рельефом, сквозные отверстия фасада пропускают морской бриз и нормализуют температуру внутри здания, обилие естественного света снижает потребление энергии. Спускающиеся каскадом лоджии засажены растениями, на одной из платформ, идущих вдоль крыши, расположен теннисный корт; имеются также открытый бассейн и сад. Сообщается, что в здании есть и подземная часть глубиной в 106 метров, но никаких изображений в подтверждение этому до сих пор не опубликовано. Не сообщается и о количестве квартир. Зато любой желающий может поселиться в расположенном в «Ложных холмах» апарт-отеле North Bay No.1 Ocean и не разориться: на ноябрь нам предложили приличный номер за 24 доллара в сутки.

CityLife Hadid Residences, Милан

фото: Vida Press

Авторы: Zaha Hadid Architects (Великобритания), 2013

Hadid Residences – часть крупнейшего редевелоперского проекта Европы. После того, как ярмарка Fiera Milanо переехала в Ро Феро, власти города решили снести 25 павильонов и дать опустевшему району второй шанс. В создание новой инфраструктуры было вложено 2 миллиарда евро. Семь домов высотой от 5 до 14 этажей вместили 230 квартир с крытыми террасами. Жилье здесь дорогое, но качество его эталонно, причем в приоритетах не только именная архитектура. Об экологии позаботились всеми возможными способами – от полного отказа от автомобильного транспорта (все трассы, ведущие в CityLife – подземные) до оборудования зданий альтернативными системами электроснабжения. Даже 120 деревьев, от которых пришлось избавиться при возведении комплекса, не вырубили, а пересадили в окрестные парки. Надо отдельно заметить, что бюро Захи Хадид проработало дизайн комплекса целиком, от фурнитуры, освещения и меблировки до скамеек и архитектуры ландшафта.

Interlace, Сингапур

фото: Vida Press

Авторы: OMA / Оле Шерен, 2014. Urban Habitat Award и Green Mark Gold PLUS Award

«Вертикальная деревня» в районе Южных хребтов Сингапура расположилась на территории в 8 гектаров. Дома-блоки, каждый длиной в 70 метров и высотой в 6 этажей, собраны под разным углом разворота в сверхпрочную четырехъярусную конструкцию.

Это триумф инженерной мысли. Сложная система опор и перекрытий обеспечивает доступ воздуха во дворы и позволяет разбить великолепные сады на крышах. При создании системы жизнедеятельности зданий была учтена траектория движения солнца и ветра. Дома-блоки переплетены так, чтобы образовывался эффект аэродинамической трубы, водоемы устроены в «ветровых коридорах» – все это оберегает здания от перегрева и чрезмерной влажности. Предусмотрены также принудительное кондиционирование, альтернативное теплоснабжение, повторное использование вод и световые колодцы на подземной парковке. За идеальный микроклимат Interlace отвечают более тысячи деревьев, 700 кустарников и 170 видов лиан. Здесь есть кинотеатр, 4 бассейна, спортивный клуб, аквапарк, библиотека, беговые дорожки, теннисные корты, спа-центр, кафе и караоке-бары, магазины, рыночная площадь… Словом, проще сказать, чего в Interlace нет. Офисов, госучреждений и школ.

79&Park, Стокгольм

фото: Vida Press
фото: Shutterstock

Авторы: Bjarke Ingels Group (BIG), 2018

Слово «парк» в названии комплекса отсылает не только к зеленым насаждениям во дворе, на открытых террасах, на крышах резиденций, но и к местонахождению – 79&Park выходит окнами на живописный парк Какнасспарет. Да и выглядит здание как холм или молодой лесок. Архитектор Бьярке Ингельс говорит, что главное в проекте – возможность жить как в деревне и дышать чистым воздухом, будучи при этом столичным обитателем. Вместе с ароматом дерева (кедр не покрывали лаком и краской, с годами он потемнеет) 79&Park источает покой, доброжелательность и уважение к природе. Кстати, и внутренние пространства отделаны в основном натуральными материалами: полы сделаны из белого дуба, во всех помещениях масса деталей из натурального дерева, на кухнях обилие природного камня.

Ijburg, плавучий квартал в Амстердаме

фото: Shutterstock

Авторы: Architectenbureau Marlies Rohmer (Нидерланды), 2011

Эйбург – новый район Амстердама на шести искусственных островах – начали обживать в 2009 году. 55 плавучих домов из бетона, алюминия, дерева и стекла прибыли сюда по воде уже готовыми к заселению и стоили от 500 000 евро. Когда проект осуществится полностью, здесь появятся еще четыре острова, 18 000 домов на 45 000 человек, а также школы, магазины, офисы, рестораны и пляжи. Нижние этажи домов наполовину уходят под воду, и архитектором пришлось немало потрудиться над тем, чтобы создать стабильный механизм подключения домов к электричеству и прочим удобствам, а также просчитать нагрузку на помещения (рояль или джакузи абы где не поставишь – сместится центр тяжести). Зато им удалось создать полноценное многоярусное пространство – спальни и ванная в основании, кухня и столовая посередине, гостиная и открытая терраса наверху. Те, кому этого мало, могут докупить себе лужайку, веранду, причал для дайвинга, что угодно. Или просто держать под боком лодку, катер, яхту или катамаран.

Isbjerget, Орхус, Дания

фото: Vida Press

Авторы: CEBRA(Дания)/JDS Architects (Дания)/SeARCH (Нидерланды)/Луи Пайяр (Франция), 2013

Население Орхуса, второго по величине города Дании, стремительно растет; превращение старого контейнерного порта в новый жилой квартал было неизбежным. Одним из первых проектов, получивших путевку в жизнь, стал «Айсберг» – настолько красивый, что девелоперы закрыли глаза и на молодость архитекторов, и на не самую удачную планировку некоторых помещений. Комплекс состоит из 11 домов высотой от 7 до 12 этажей. Их фасады выполнены из тераццо – белоснежной наливной смеси мраморной крошки и бетона. Здания размещены таким образом, чтобы окна впускали максимальное количество солнечного света и открывали превосходные виды на залив Орхус-Бугт. Основной материал внутренней отделки – дерево. Еще одна важная деталь: обитатели квартир эконом-класса и шикарных пентхаусов получают равные по качеству услуги. И это принципиальное решение.

Mar Adentro, курортный комплекс в Сан-Хосе-дель-Кабо, Мексика

фото: PRNewsfoto/Viceroy Hotel Group
фото: PRNewsfoto/Viceroy Hotel Group

Автор: Miguel Angel Aragonés (Мексика), 2016

Пятизвездочный отель Viceroy Los Cabos и семь частных резиденций, объединенные в единый ансамбль, – настоящее царство люкса. Это рукотворное чудо, шедевр минимализма, мираж, ставший осязаемым. Белые кубы, сияющие на фоне на темно-синего неба, словно бы вырастают из воды: вместо газонов здесь разноуровневые бассейны, между которыми проложены извилистые – в противовес зданиям – дорожки. Mar Adentro расположен совсем близко к океану (на первой линии, как сказали бы в Латвии), но архитектору Мигелю Анхелю Арагонесу захотелось продублировать в своем проекте линию морского горизонта. Эффект сногсшибательный. Но самое интересное начинается после заката. Арагонес не знает себе равных в умении обращаться с неоном – и с наступлением темноты белоснежный и аскетичный, без единой лишней детали комплекс магически преображается. Его ночная жизнь – это буйство красок и множество световых сценариев. Сияющий замок из сказки, приводящий в детский восторг даже кувейтских шейхов.