Помог искоренить оспу и снять фильм "Заражение": эпидемиолог рассказал, как победить коронавирус
Эпидемиолог Ларри Бриллиант, предупредивший о пандемии в 2006 году, говорит, что мы можем победить коронавирус, но нам предстоит еще множество испытаний. Об этом пишет Wired.
14 лет назад Бриллиант, эпидемиолог, который помог искоренить оспу, описал, как будет выглядеть следующая пандемия. В то время это звучало слишком ужасно, чтобы воспринимать всерьез.
«Заболел бы миллиард человек, — сказал он. — Умерло бы 165 миллионов человек. Произойдет глобальная рецессия и депрессия, много людей потеряют свою работу и медицинскую помощь, последствия немыслимы».
Теперь немыслимое уже здесь, и Бриллиант, председатель совета по борьбе с пандемиями, делится опытом с теми, кто находится на передовой. Мы далеки от 100 миллионов смертей из-за нового коронавируса, но он перевернул наш мир с ног на голову. Бриллиант старается не говорить «я это говорил» слишком часто. Но он сказал об этом не только в беседах и письмах, но и в качестве старшего технического консультанта по фильму ужасов о пандемии «Заражение». Помимо работы со Всемирной организацией здравоохранения в борьбе с оспой, Бриллиант, которому сейчас 75 лет, боролся с гриппом, полиомиелитом и слепотой; однажды возглавил некоммерческое крыло Google, Google.org; стал соучредителем конференц-системы Well; и путешествовал с Grateful Dead.
Бриллиант живет в одном из шести округов Сан-Франциско Bay Area, где был введен режим изоляции.
Еще в 2006 году, когда Бриллиант выступал с речью, он делал акцент на том, что нужно предпринять усилия, чтобы остановить пандемии.
«Системы, о которых я просил, были созданы и используются, — говорит эпидемиолог. Но теперь мы все смотрим фильм «Заражение» в реальности».
«Люди говорят, что «Заражение» пророческий фильм. Все эпидемиологическое сообщество в течение последних 10 или 15 лет предупреждало всех, что речь не идет о том, будет ли у нас такая пандемия, а о том, когда она нас настигнет, — добавляет Бриллиант. — Очень сложно заставить людей слушать. Президент США Дональд Трамп уволил человека в Совете национальной безопасности, который был единственным человеком на этом уровне, который отвечал за защиту от пандемии. С ним ушел весь его штат сотрудников и связи. А затем Трамп убрал финансирование для раннего предупреждения эпидемии по всему миру».
Бриллиант говорит, что вирус вполне реален и не стоит его недооценивать.
«Вирус абсолютно новый, а это значит, что в мире нет человека, который обладал бы иммунитетом в результате наличия его раньше. Это означает, что он способен заразить все 7,8 миллиардов людей», — говорит эпидемиолог.
«Будут десятки миллионов или сотни миллионов, или больше, кто заразится этим вирусом, прежде чем это закончится, — говорит Бриллиант. — Это самая опасная пандемия в нашей жизни».
Эпидемиолог считает правильными меры безопасности и введение карантина.
«Да, это очень правильное решение. Самоизоляция, закрытие школ, отмена мероприятий — это все хорошо. Но способно ли это защитить нас и обезопасить от болезней, — говорит Бриллиант. — Но с другой стороны такие меры безопасности дают время для создания вакцины. И мы получим ее через 12-18 месяцев»
Но по словам Бриллианта есть еще один вариант развития событий.
«Может случится так, что достаточно большое количество людей подхватит болезнь и станут невосприимчивыми. В комбинации с вакциной этого достаточно для создания стадного иммунитета, который составляет около 70 или 80%», — говорит Бриллиант.
«Я надеюсь, что мы получим противовирусный препарат для Covid-19, который будет лечить болезнь, но в то же время будет профилактическим. Это, конечно, не доказано, и это спорный вопрос, и много людей со мной согласятся. Но в качестве доказательства я предлагаю две работы в 2005 году, одну по природе и одну по науке. В обоих было проведено математическое моделирование с гриппом, чтобы увидеть, может ли прием только Тамифлю остановить вспышку. И в обоих случаях это сработало. Я также предлагаю в качестве доказательства тот факт, что в какой-то момент мы думали, что ВИЧ/СПИД неизлечим, и это смертный приговор, — рассказывает Бриллиант. — Затем некоторые замечательные ученые открыли противовирусные препараты, и мы узнали, что некоторые из этих препаратов можно давать до заболевания и предотвратить его. Из-за большого интереса к Covid-19, мы приложим все усилия, деньги и ресурсы к поиску противовирусных препаратов, которые имеют профилактические характеристики, которые можно использовать в дополнение к вакцинам».
Эпидемиолог пока точно не знает, когда жизнь снова вернется в норму и карантинные меры будут сняты.
«Есть действительно хорошие новости из Южной Кореи и Китая. Нам будет очень трудно следовать китайской модели. Мы не собираемся запирать людей в их квартирах, сажать их. Но модель Южной Кореи — это та, которой мы могли бы следовать. К сожалению, для этого требуется выполнить пропорциональное количество тестов, которые они выполнили — они выполнили более четверти миллиона тестов. Фактически, к тому времени, когда Южная Корея провела 200 000 тестов, мы, вероятно, сделали менее 1000», — говорит Бриллиант.
Но он говорит, что еще не поздно что-то изменить и начать массовое тестирование для выявления вируса.
«Тесты будут иметь ощутимую разницу. Мы должны сделать случайную выборку, чтобы выяснить, где находится вирус. Потому что мы не знаем. Возможно, Миссисипи не сообщает ни о каких случаях, потому что не тестирует жителей. В Зимбабве говорят, что у них нет зараженных, потому что у них нет возможности тестирования, а не потому, что у них нет вируса. Нам нужно сделать что-то похожее на домашний тест на беременность, которое вы можете сделать дома», — говорит Бриллиант.
На вопрос «Если бы вы были президентом на один день, что бы вы сказали на ежедневном брифинге?», эпидемиолог ответил так: «Я бы начал пресс-конференцию со слов: «Дамы и господа, позвольте мне представить вас Рону Клену — он был царем Эболы при президенте Бараке Обаме, а теперь я перезвонил ему и сделал его царем Ковидом. Все будет централизовано под одним человеком, который пользуется уважением как со стороны общественного здравоохранения, так и политического сообщества».
Несмотря на то, что Бриллиант уже в возрасте и находится в группе риска, он заявил, что не боится коронавируса.
«Я принадлежу к возрастной группе, в которой уровень смертности один к семи, но я не боюсь. Я твердо верю, что шаги, которые мы предпринимаем, продлят время, необходимое вирусу для заражения большого количества людей. Я думаю, что это также, в свою очередь, увеличит вероятность того, что у нас будет вакцина или у нас будет профилактическое противовирусное средство, чтобы сократить распространение. Все должны помнить: это не зомби-апокалипсис. Это не массовое вымирание», — говорит Бриллиант.
Он сказал, что также не нужно пренебрежительно относиться к маскам для лица, они и вправду помогают защититься от вируса.
«Сама маска N95 чрезвычайно хороша. Поры в маске имеют ширину три микрона. Вирус имеет ширину в один микрон. По последним данным, которые я видел, маска обеспечивала 5-кратную защиту. Это действительно хорошо. Но мы должны поддерживать работу больниц и медицинских работников, которые могут приходить на работу и быть в безопасности. Поэтому маски должны идти туда, где они больше всего нужны: при уходе за пациентами», — говорит Бриллиант.
«Мир не станет выглядеть нормально, пока не произойдут три события. Во-первых, мы выясняем, выглядит ли распространение этого вируса как айсберг, который на одну седьмую над водой, или пирамида, где мы видим все и сразу, — говорит Бриллиант. — Во-вторых, у нас должно быть работающее лечение: вакцина или противовирусное средство. И третье, может быть, самое важное, когда мы увидим, что большое количество людей — в частности, медсестры, домашние медработники, врачи, полицейские, пожарные и учителя, у которых было это заболевание, — получили иммунитет. Тогда мы можем спокойно отправлять наших детей обратно в школу, потому что мы знаем, что учитель не заразен».
Но, по словам Бриллианта, есть в пандемии и плюсы для человечества.
«Я ученый, но я также верующий человек. И я никогда не смогу взглянуть на что-то, не задав вопрос о том, существует ли высшая сила, которая каким-то образом поможет нам стать лучшей версией себя, какой мы могли бы быть? — говорит Бриллиант. — Я думал, что мы увидим пустые улицы, но количество гражданской активности больше, чем я когда-либо видел. Я вижу маленьких детей, которые добровольно идут покупать продукты для людей, которые живут дома одни. Я вижу невероятный приток медсестер, героических медсестер, которые приходят и работают гораздо больше часов, чем они работали раньше, врачей, которые бесстрашно идут в больницу на работу. Я никогда не видел вид добровольчества, который я вижу сейчас».
«Это действительно беспрецедентное и трудное время, которое испытает нас. Когда мы пройдем через это, может быть, как во время Второй мировой войны, это заставит нас пересмотреть свою жизнь. Вирус — это равные возможности для заражения. И, наверное, нам лучше от того, что мы все гораздо больше похожи, чем думали», — сказал Бриллиант.