фото: Пресс-фото, Felix-Broede
Люка Дебарг
Люка Дебарг
Стиль жизни

Кого послушать в марте. Три удивительных пианиста

Marina Nasardinova

Otkrito.lv

«Если начинает казаться, что вокруг все так серо и скучно, что нечего и некого слушать, нужно разобраться прежде всего с самим собой», -- говорит один из лучших современных мастеров фортепианного искусства Николай Луганский. Pastaiga.ru разобралась и с собой, и с непропускаемыми клавирабендами марта.

Люка Дебарг

После XV Конкурса Чайковского он проснулся не только знаменитостью, но и обладателем любящей и преданной армии поклонников. Это позволило Люке Дебаргу стать концертирующим артистом -- раньше он об этом и не мечтал, -- и при этом не уйти с головой в гастрольную рутину.    Да, за последние пять лет молодой француз обзавелся агентами, контрактом со звукозаписывающим лейблом Sony Classical, сайтом и собственным жильем в Париже, однако независимости не утратил. «Я стараюсь не выходить из зоны комфорта и играю то, что мне по душе, -- говорил Люка в прошлогоднем интервью журналу Pastaiga. -- Не наращиваю репертуар бездумно – но иду в глубь тех произведений, которые люблю. В зависимости от моих внутренних симпатий… В предыдущем сезоне у меня было под 70 концертов. Но теперь я стараюсь выгородить себе побольше пространства для работы и отдыха, поэтому больше 50-60 играть не хочу, чтобы не надоедать ни себе, ни слушателям».

Судя по расписанию Дебарга, с отдыхом ему придется повременить до августа: в одном лишь марте он выйдет на сцену 10 раз, -- правда, не один, а с Гидоном Кремером и камерным оркестром Kremerata Baltica. Чаще всего в это время будут звучать Третий фортепианный концерт Милоша Магина и Фортепианный квинтет Мечислава Вайнберга.

4 марта, Вентспилсский концертный зал «Латвия»; 6 марта, «Дзинтари», Малый зал

Варвара Мягкова

фото: Фото предоставлено организаторами концерта
Варвара Мягкова
Варвара Мягкова

Ее профайл до сих пор висит на сайте московских репетиторов, хоть и с примечанием – «Приостановила прием новых учеников до 17 апреля».  Это значит, что совсем недавно практически каждый мог заплатить 1000-2500 рублей за занятие с пианисткой, про которую теперь ходят легенды и мифы.

Что известно доподлинно: родилась в 1980-м, москвичка, в консерватории училась у Ксении Кнорре (дочери Веры Горностаевой и матери Лукаса Генюшаса), окончила аспирантуру, выиграла какие-то конкурсы, не самые престижные, потом исчезла с радаров, вернулась с концертами на микроскопические площадки и стала сводить публику с ума.

Дальше передаем слово знаменитому пианисту Борису Березовскому: «Есть очень много замечательных музыкантов, которые по разным причинам остаются в тени... Недавний пример — я обнаружил совершенно феноменальную пианистку Варвару Мягкову… Ей 30 с чем-то лет. У нее трое детей. Они болели, и она просто не могла заниматься своим делом. Все-таки дети — это главное. А сейчас постепенно стали выкладывать ее записи, и народ, который увлекается этим — они просто, извините, обалдели и сказали: «Слушайте, это же совершенно потрясающе». Это действительно явление. Она феноменально играет Баха — на мой взгляд, даже лучше, чем знаменитый Гленн Гульд».  (Из интервью «Эхо Москвы».)

Березовский пригласил Мягкову в свои фестивальные проекты в России и Европе. То же сделал скрипач Роман Минц. В Латвии в роли первооткрывательницы выступит глава Фонда Германа Брауна Инна Давыдова. 

7 марта, концертный зал Artissimo

Николай Луганский

фото: Пресс-фото, Marco Borggreve
Николай Луганский
Николай Луганский

Настоящий мэтр, элегантный и чуть насмешливый, знаток языков и литературы, любитель шахмат и стихов-«пирожков», профессор Московской консерватории, народный артист и лауреат Государственной премии России – Николай Луганский обладает огромным авторитетом в музыкальном мире.  Кто-то считает его эталонным исполнителем Рахманинова, кто-то говорит о нем как о исполнителе-универсале. Папа Николая, физик, ведет календарь выступлений сына и подсчитал, что тот выступал с 240 (!) дирижерами – цифра удивительная, даже при том, что 30 лет из своих 47 Луганский активно концертирует.

«Я играю в разных жанрах, и клавирабенды, и камерную музыку играю, но больше всего, пожалуй, играю с оркестром. Я просто очень люблю музыку, а замечательная музыка есть и там, и там. Хотя разница все-таки большая…

Клавирабенд — это когда ты один два часа на сцене, и тут никто не поможет, не помешает, не на кого показать пальцем, нельзя почувствовать чей-то локоть. И это, конечно, более серьезно, и нервные затраты больше», -- говорит Луганский в интервью culbyt.com. Для рижского клавирабенда он выбрал Бетховена и Франка.

 

24 марта, Большая гильдия