
Выведенный из-под санкций при поддержке Латвии путинский министр продолжает активно прославлять войну

Несколько месяцев назад Европейский союз принял спорное решение — исключить из санкционного списка министра спорта России и президента Олимпийского комитета России Михаила Дегтярева. Еще более противоречивым это решение делает тот факт, что «за» проголосовала и Латвия, хотя Дегтярев был и остается тесно связан с кремлевской политикой, лично приближен к Владимиру Путину и регулярно восхваляет военных, участвовавших в российской агрессии против Украины.
Михаил Дегтярев — не случайный чиновник. В 2022 году он в Государственной думе проголосовал за ратификацию договора с самопровозглашенными «Донецкой» и «Луганской народными республиками», тем самым юридически закрепив политику оккупации России. В 2024 году его назначили министром спорта, а в том же году он стал президентом Олимпийского комитета России. Оба поста дают ему как внутреннюю, так и внешнеполитическую платформу для интеграции российского спорта в мире.
Не углубляясь в его деятельность прошлых лет, на основании которой санкции однозначно следовало оставить в силе, рассмотрим, что министр пропагандировал и предпринимал в 2025 году — году, когда с него сняли санкции.
2025 год: спортивная инфраструктура для участников«специальной операции» в оккупированных регионах
- 10 января Дегтярев сообщил, что ведется спортивная работа с ветеранами войны совместно с фондом «Защитники Отечества», Паралимпийским комитетом России и Федеральным медико-биологическим агентством - проводятся соревнования «Кубок защитников Отечества».
- 13 марта он подчеркнул, что в 2024 году состоялось 40 спортивных мероприятий с участием более 2500 ветеранов войны (он называет их участниками «специальной операции») с инвалидностью, и что им предоставляют спортивные протезы и экипировку.
- 7 мая он провел торжественную встречу с ветеранами, назвав участников войны «новой элитой страны» и упомянув, что лично был наставником одного из побывавших на фронте военных.
- 15 мая Дегтярев открыто говорил о развитии спортивной инфраструктуры на оккупированных территориях Донбасса и Новороссии, перечисляя десятки спортивных федераций, уже аккредитованных в Луганске, Донецке, Запорожье и Херсоне.
- 25 июня он назначил «героя войны» Романа Гришина руководителем центра подготовки сборных команд России.
- 30 июля он в Луганске посетил школу олимпийского резерва, которая в 2024 году перешла в федеральную собственность России, и готовится к проведению новых международных спортивных мероприятий в оккупированных территориях.
В это же время Дегтярев продолжал внешнеполитическую активность — в мае и июне он посетил Венгрию и Швейцарию, встречаясь с руководителями международных спортивных организаций, чтобы добиться возвращения России в мировой спорт. В своих речах он повторяет кремлевский нарратив о «русофобии» в западных спортивных институциях и утверждает, что санкции связаны не с войной, а с политическим давлением на Россию.
Близость Дегтярева к Путину не скрывается — он открыто рассказывает о регулярных рабочих встречах с президентом, выполняет его «личные поручения» по вовлечению ветеранов войны в спорт и даже в шутку, но все же с гордостью хвастается тем, что в кабинетах его министерства висит «впечатляющее» количество спортивных фотографий Путина.
Голос Латвии — вопросы без ответов
Поддержка Латвией его исключения из санкционного списка по-прежнему вызывает серьезные вопросы о нашей последовательности в санкционной политике. Можно ли считать приемлемым снятие ограничений с человека, который не только поддерживает, но и активно реализует легитимизацию российской агрессии с помощью спорта, создавая инфраструктуру в оккупированных территориях и прославляя военных, воевавших против Украины?
Пример Дегтярева наглядно показывает, что Россия использует спорт как политический и пропагандистский инструмент — и сейчас в его руках этот инструмент становится еще более влиятельным, ведь Европейский союз, включая Латвию, дал ему зеленый свет.