Основатель Lido: заказ на открытие ресторана в Беларуси контролировал сам Лукашенко
Открытие Lido в Беларуси позволило заработать хорошие деньги, но к латвийской сети эти рестораны давно не имеют отношения, рассказал основатель и акционер сети ресторанов Lido Гунар Кирсонс программе Латвийского радио-4 «Открытый разговор». «Мы заработали деньги, сегодня пусть работают как хотят. Это их дело», — сказал бизнесмен, добавив, что в принципе не имеет желания ехать в Беларусь или РФ, пока там не поменяется политическая ситуация.
Рестораны Lido в Беларуси на сегодняшний день не имеют отношения к латвийской сети, рассказал Кирсонс. Он помогал открыть первый ресторан [в 2004 году] в Беларуси. По его словам, заказ контролировал сам Александр Лукашенко, однако Кирсонс общался лично не с ним, а с главой его канцелярии, пишет Rus.lsm.lv.
Согласно заказу, нужно было открыть Lido по типу комплекса на улице Краста в Риге. «Мне сказали выбрать место, где ходим сделать Lido. (…) И мы сделали проект, мы получили деньги (…), хорошие финансовые ресурсы оттуда. Мы сделали, до сих пор он работал. Первые 2-3 года он работал как мы поставили, по технологии, потом, естественно, там все поменялось. Он там есть, примерное, скажем, Lido, но не больше (…) Мы заработали деньги, сегодня пусть работают как хотят. Это их дело».
На вопрос, открыл ли бы сегодня Кирсонс ресторан в Беларуси, он ответил, что «не хочет больше туда ехать» до тех пор, пока не поменяется политическая ситуация в Минске и Москве.
Основатель сети ресторанов Lido Гунар Кирсонс также рассказал программе Латвийского радио-4 «Открытый разговор» о желании развивать бизнес в Германии, но назвал первоначальный выбор Берлина ошибкой. «Берлин — это не Германия, это со всего мира приехали люди. Из 10 человек, которые приходят к нам на работу, 8 говорят cash ["наличные" с английского] будем получать неофициально, и только два хотят официально [получать зарплату]. Даже в Латвии такого нет», — сказал предприниматель, добавив, что надо идти в сторону Баварии: Мюнхен, Нюрнберг, Штутгарт. «И второе: мы, естественно, не посчитали — у нас было в обед так, что нос некуда сунуть, переполнен был [ресторан], а вечера и утро — пустые. (…) Мы были не готовы к этому, надо признать», — сказал Кирсонс.
По его словам, в Берлине сеть потеряла неполных 5-6 миллионов евро, прежде чем уйти оттуда. Однако у сети бывали убытки и покрупнее, например, при попытке «зайти» в Казахстан. Говоря о причинах, по которым не удалось открыть рестораны в Казахстане, Кирсонс назвал их политическими. «Большие проблемы были, заказ огромный. Потом прислали письмо — мне давали деньги сразу вперед, я боялся, что стану рабом. (…) Я лучше в банке возьму сам, и взял, а они отказались, я остался банку должен и так далее», — вспомнил бизнесмен, отметив, что считает неудачи «хорошей школой».
Кроме того, Кирсонс отметил, что за 35 лет существования Lido много изменилось, теперь в частности намного больше средств уходит на оплату налогов и счетов. Он призвал к изменениям в налоговой системе, чтобы бизнес не уходил в теневую экономику.