Добро наказуемо: на латвийских активистов завели уголовное дело за помощь беженцам на границе с Беларусью
Против активистов, пытавшихся помочь беженцам на границе Латвии с Беларусью, начали уголовный процесс. Теперь другие желающие помочь будут опасаться это делать, и беженцы, по сути, будут брошены на произвол судьбы, заявил в передаче Латвийского радио 4 "Подробности" юрист, правозащитник Алексей Димитров. Правительство тем временем пытается найти правовое решение, позволяющее все-таки не впускать в страну таких соискателей убежища.
Будем сотрудничать со следствием - активистка
Два активиста из числа тех, кто пытался помочь беженцам, застрявшим на границе между Латвийской Республикой и Республикой Беларусь, теперь подверглись угрозе уголовного преследования. Общественность отреагировала коллективным письмом в поддержку активистов, под которым подписалось много представителей негосударственных организаций и деятелей культуры, пишет rus.lsm.lv. Комментируя возникшую ситуацию, руководитель проектов общественной организации Gribu palīdzēt bēgļiem Иева Раубишко пояснила:
"Как человек, в отношении которого ведется уголовный процесс, я не могу очень подробно говорить о деталях. Пока моя организация, я сама и мой коллега не знаем точно - мы должны еще получить от следователей четкую информацию о том, какие сведения мы можем разглашать. Поэтому мне сейчас не хочется слишком делиться всей информацией. Но я могу сказать то, что действительно ясно: на днях вы уже сможете найти на сайте Европейского суда по правам человека решение.
Было письмо от 11 января, адресованное мне ЕСПЧ. В письме говорилось о деле "М.А. и другие против Латвии", и в этом решении суд объявил о временных мерах, он обязал правительство Латвии не высылать семь сирийских граждан с территории ЛР до 8 февраля с.г., а также предоставить им питание, воду, одежду, адекватную медпомощь и временное жилье, если возможно".
По словам Раубишко, они поехали к границе, чтобы убедиться, что люди не будут вытолкнуты пограничниками на территорию Беларуси, потому что именно насчет этих лиц ЕСПЧ вынес решение, что им полагается временная защита. Активистка признала, что прибытие беженцев из третьих стран к границе Латвии организует режим Лукашенко:
"Это то, что называется гибридная война. Эти меры предпринимаются белорусским правящим режимом. И люди, которые хотели бы подать на соискание убежища, являются инструментом в этой не очень красивой (мягко говоря) комбинации, созданной режимом".
На вопрос, не возникало ли у нее опасений, что за поездку к границе их с коллегой могут призвать к ответственности, Раубишко рассказала:
"Разумеется, нельзя все всегда заранее предсказать, но, конечно, мы в курсе, что сейчас в силе режим ЧС в приграничных районах, и там люди должны получать специальные пропуска, чтобы туда поехать... Мы осознавали, что у нас таких пропусков нет, но, опять же, это лишь административное нарушение!"
Неизвестно, сколько беженцев сейчас находится в таком "подвешенном" состоянии на границе между двумя государствами, откуда они не могут попасть ни в одну из этих стран.
"Вопрос, я бы сказала, надо задавать Погранохране. Потому что я, как представитель негосударственной организации, не имею допуска! В том-то и дело: я не имею допуска, не имею возможности определить, сколько людей, какая у них ситуация, сколько выталкивается каждый день... Конечно, есть какая-то статистика, есть много сведений, мы получаем их от самих тех людей или от родственников, которые их ищут, и от других организаций в Польше и Литве.
Мы не единственная организация, кто получает полные мольбы сообщения! С просьбами помочь найти родственника. У нас есть списки пропавших людей, они все время меняются, пополняются.
У нас имеются сомнения, предположения о гибели людей! Я не могу об этом... И там не один. Там больше двадцати. Но так как я не имею точных показаний - я не могу говорить об этом с полной уверенностью".
На вопрос, как они с Эгилом Грасманисом будут действовать, Иева Раубишко заверила - в соответствии с законодательством.
"Мы, конечно, не будем противодействовать уголовному процессу. Мы будем сотрудничать с властями, делать то, что от нас ожидается. Но в то же время мы не будем менять наши убеждения, которые базируются и на информации, которую мы получаем, и наш опыт тоже говорит, что такая ситуация не должна продолжаться. И что многократное продление чрезвычайной ситуации уже недостаточно оправданно, что право на убежище - одно из прав человека, и оно должно соблюдаться. И не только потому, что мы считаем это гуманным, а и потому, что Латвия должна соблюдать законы ЕС и международные обязательства, взятые ею на себя".
Практика Латвии на восточной границе расходится с нормами ЕС - юрист
Алексей Димитров, юрист фракции "Зеленых"/Европейского свободного альянса в Европарламенте, специализирующийся на правах человека, прокомментировал правовую коллизию, в которой оказались Иева Раубишко и Эгил Грасманис:
"Я думаю, с точки зрения закона никаких перспектив у уголовного дела нет. Потому что, чтобы признать человека виновным в незаконном перемещении какого-то лица через границу, нужно доказать, что действительно человек хотел кого-то переместить через границу. Если, допустим, оказывается помощь какому-то лицу, которое уже находится на территории Латвии - то тут об этой уголовной статье не может идти речи.
Но проблема в том, что, конечно, такие действия Погранохраны создадут [фигурантам дела] некоторые проблемы. Потому что находиться под уголовным расследованием - не самая приятная процедура, и, что еще более трагично, они могут создать ситуацию, когда действительно жители Латвии будут стараться вообще даже не оказывать никакую помощь человеку, которого они на границе видят в состоянии, опасном для жизни - чтобы их самих не привлекли к уголовной ответственности. Поэтому это симптом довольно тревожный.
Безусловно, такие вещи происходят и в других странах Евросоюза: Венгрии, Греции, Италии. Но в принципе они противоречат и правам человека, и праву Евросоюза. Поэтому есть надежда, что этот случай получит должную огласку, что дело будет прекращено как можно скорее. И что опять же Еврокомиссия, которая призвана следить за соблюдением права ЕС, обратит внимание на то, что уже эта чрезвычайная ситуация, которая на границе довольно долгое время продолжается, в принципе не соответствует праву ЕС. (..)
Думаю, это общая такая политическая ситуация, когда судьбы конкретных лиц не особенно интересны политикам. Официальная позиция латвийского правительства, предыдущего и нового - "это не люди, это орудия гибридной войны", поэтому не столь важно, что с ними происходит.
В каких-то исключительных ситуациях мы готовы там, допустим, оказать какую-то медпомощь, например, но в общем и целом правовые нормы, касающиеся предоставления убежища, к ним не относятся. То есть они не рассматриваются как живые люди.
Тут, конечно, нельзя снимать ответственность с Беларуси - но Беларусь должна сама отвечать за свои действия. Как только мы делаем крайними людей, делаем их заложниками этой гибридной войны, мы сразу попадаем в положение, когда мы нарушаем основополагающие правовые нормы".