Самый главный ужас советского детства: вспоминаем, как лечили зубы 40 лет назад
фото: Valsts kinofotofonodokumentu arhīvs.
Маленький пациент в кабинете стоматолога в Алое. Снимок был сделан в конце 1930-х годов, но за последующие 40 лет стоматологические технологии особо не изменились.
Стиль жизни

Самый главный ужас советского детства: вспоминаем, как лечили зубы 40 лет назад

Sandris Metuzāls

Jauns.lv

Чего больше всего боялись советские дети? Ведьм, возможно, черной машины, которая забирает непослушных ребят, или какого-то другого персонажа из сказок или городских легенд? Нет, самым большим ужасом был вполне реальный человек - стоматолог с бормашиной!

Современным детям сложно объяснить, какую психологическую травму в детстве получили их родители и бабушки с дедушками. Сейчас пойти к стоматологу — не проблема, конечно, если есть деньги на оплату услуг. Местная анестезия полностью убирает боль, и единственное неудобство — держать рот открытым в течение получаса. Но еще 40 лет назад кабинет стоматолога мало чем отличался от средневековой пыточной комнаты. По крайней мере, так казалось детям того времени…

Когда изо рта идет дым…

Советская система во многих сферах отставала от капиталистического мира. Стоматология была одной из таких сфер. С отдельными исключениями, советская стоматология застряла в 30-х годах, поэтому неудивительно, что те немногие счастливчики, которым в конце 80-х удалось получить разрешение на посещение родственников за границей и попасть к тамошним стоматологам, слышали недоуменный вопрос: "Вы сами себе зубы лечили?" Ведь технологии, используемые советскими стоматологами, с точки зрения западных специалистов были архаичными.

Как выглядел средний стоматологический кабинет? Неудобное кресло с таким же неудобным подголовником (говорят, что их делала та же фабрика, что и парикмахерские кресла), рядом с ним — плевательница, в которой иногда оставались окровавленные марлевые тампоны после предыдущего пациента. Это еще больше угнетало следующего пациента. С другой стороны — подставка для инструментов и самый страшный прибор — бормашина. Стоматолог приводил ее в движение, нажимая ногой на педаль, которая запускала механизм. Скорость вращения у той бормашины была значительно ниже, чем у современных, и не было системы охлаждения, которая разбрызгивала бы воду на зуб во время сверления, поэтому иногда изо рта пациента шел дым. Для полноты картины ужаса в глаза несчастного пациента светила яркая лампа, которая, по слухам, была автомобильной фарой.

В кабинете советского стоматолога не было рентгеновского аппарата; это была отдельная услуга, на которую направляли только в особых случаях. Поэтому диагностика в основном происходила по болевым ощущениям: стоматолог тыкал в больной зуб и спрашивал: "Болит? А теперь — болит?" Одноразовых шприцев не было — их дезинфицировали и использовали повторно, как и иглы. В удаленных уголках Советского Союза иглы иногда становились дефицитным товаром, и врачам приходилось затачивать старые, но для этого лучше подходили более толстые иглы, которыми было невозможно сделать безболезненный укол в десну. В Латвии, к счастью, эта проблема была не так выражена.

Даже когда в 80-е годы появились импортные стоматологические установки, советская реальность иногда давала о себе знать. Так, в Салдусской поликлинике установили новое оборудование, но вскоре стало ясно, что оно несовместимо с водой из городского водопровода — она была настолько грязной, что портила тонкое оборудование.

фото: Valsts kinofotofonodokumentu arhīvs.
Кабинет стоматолога семидесятых годов.
Кабинет стоматолога семидесятых годов.

Пути боли

Боль — это главное слово, которое характеризует советскую стоматологию. Причина была простой: анестезию в стоматологии практически не использовали. Почти единственный случай, когда ее применяли, — это удаление зуба. При сверлении ее почти никогда не использовали, заставляя пациента плакать от боли, пока мучитель пытался его подбодрить словами: "Ну, ну, не так уж и больно!" Откуда ты знаешь, что не больно? Больно, еще как больно! Но несчастный пациент с открытым ртом, полным марлевых тампонов, не мог этого сказать...

Даже в тех редких случаях, когда анестезию все-таки использовали, большого эффекта от нее не было.

Основным анестетиком, доступным советским врачам, был новокаин, который действовал довольно долго. Тогда было два варианта: либо сделать укол и отправить пациента в коридор, чтобы подождать, пока новокаин подействует, а тем временем принять следующего человека; либо сделать вид, что ждут пять минут, и вырывать зуб все равно, действует анестезия или нет. Кроме того, сам новокаин, когда эффект анестезии заканчивался, вызывал довольно неприятные ощущения, а у многих этот препарат вызывал аллергическую реакцию.

Одной из самых неприятных стоматологических процедур было умерщвление зубного нерва. Сегодня, благодаря анестезии, этот процесс можно сделать более терпимым, но без нее это был настоящий ад. Чтобы пациент не сошел с ума от боли, нерв умерщвляли с помощью мышьяка. Звучит ужасно, учитывая, что соединения мышьяка ядовиты. Конечно, в такой малой концентрации, в какой его использовали в советской стоматологии, он не мог причинить большого вреда человеку, но и назвать весь этот процесс здоровым тоже вряд ли можно.

фото: Valsts kinofotofonodokumentu arhīvs.
Вот как выглядел кабинет стоматолога около 100 лет назад, конкретно этот располагался в больнице Красного Креста в Риге.
Вот как выглядел кабинет стоматолога около 100 лет назад, конкретно этот располагался в больнице Красного Креста в Риге.

Золотая улыбка

Что делает современный стоматолог, если в зубе дырка? Правильно! Очищает и дезинфицирует пораженный участок, а затем заполняет дырку аккуратной композитной пломбой, цвет которой сливается с зубом и она практически не видна. А что делал советский стоматолог? Примерно то же самое, но у него были плохие бормашины и материалы, поэтому в зубе приходилось сверлить большую дыру, которую заполняли цементной или амальгамной (серебряной) пломбой. Последняя была более прочной, но выглядела ужасно — в зуб будто бы был вставлен металлический кусок. Еще хуже было то, что в состав амальгамы входила ртуть, которая никак не является безвредным веществом для организма. Цементные пломбы были безопаснее, но быстрее выпадали. Кстати, идеальный способ избавиться от пломбы — это популярные в советские времена конфеты-ириски, которые так прочно застревали в зубе, что вытягивались вместе с пломбой.

Если пломба выпадала, нужно было ставить новую, только теперь дырку приходилось сверлить еще больше.

В третий раз от зуба обычно оставались только стенки, на которые, возможно, можно было попытаться установить коронку, или остатки зуба приходилось вырывать. Вырывание вообще практиковали значительно чаще, чем сейчас, даже не пытаясь спасти зубы, которые теперь врачи довольно легко лечат.

А что делать, если вместо зубов в рту появились некрасивые темные просветы? Конечно, вставлять искусственные зубы! В наше время, если позволяет кошелек, можно вставить столько разнообразных искусственных зубов, что их по виду не отличить от настоящих. Но советская стоматология не умела делать керамические зубы (эти навыки появились только в конце 80-х годов в стоматологических институтах), поэтому использовали другие материалы. Самым простым вариантом были уродливые металлические зубные коронки; если таких во рту было больше одной, то улыбка выходила довольно жуткой. Более богатые ставили золотые или позолоченные коронки, которые считались символом высокого достатка. Недаром это было особенно модно в южных республиках, где обладатель золотых зубов мог буквально ослепить всех своей улыбкой.

Еще одним решением были вставные и съемные зубные протезы. Чтобы их изготовить, сначала нужно было снять слепок с челюсти, для чего использовали гипс. Но он обычно так сильно застывал, что отливку нужно было с усилием выламывать изо рта, что не было особо приятным процессом, к тому же существовал риск сломать отливку. Если все удавалось, как надо, пациент получал пластмассовый зубной протез, который нужно было держать ночью в стакане с водой, а из-за низкого качества он двигался во рту и мог выпасть во время разговора. Однако, если не хочешь всю оставшуюся жизнь питаться кашей и прикрывать рот, приходилось мириться с этими неудобствами.

фото: Valsts kinofotofonodokumentu arhīvs.
Место, где проводились самые серьезные стоматологические операции – Республиканская стоматологическая поликлиника. Фотосессия 1969 года.
Место, где проводились самые серьезные стоматологические операции – Республиканская стоматологическая поликлиника. Фотосессия 1969 года.

Стоматолог в школе, стоматолог в деревне

Советская медицина пыталась компенсировать качество количеством. То есть людям регулярно приходилось проходить медицинские осмотры, которые называли диспансеризацией, а на работу не брали без справки от врача. Стоматологов в Латвии также было много, они регулярно обследовали население на предприятиях, в поликлиниках, школах и детских садах, стараясь максимально охватить всех детей.

Для детей страх стоматолога был постоянным: ежегодно или даже чаще их вызывали на осмотр в школьный стоматологический кабинет. К примеру, стоматолог или школьная медсестра могла войти на урок, назвать несколько фамилий, и эти несчастные дети, под испуганными взглядами одноклассников, отправлялись на процедуру.

В школах работали почти исключительно женщины, и нужно признать, что большинство из них были, несмотря на низкие зарплаты, хорошими профессионалами, которые делали все возможное в условиях своих средств и времени. Тем не менее работа в школе требовала особых навыков — одним надо было объяснить, что нельзя есть много сладкого и забывать чистить зубы, других — успокоить, третьих, как ни странно, надо было удерживать, чтобы они не кусали врача. Ведь стоматолог — это взрослый человек, и ему можно доверять, разве нет? К сожалению, во многих случаях это было не так, а страх перед стоматологом многие советские дети пронесли через всю жизнь.

Все зависело от стоматолога и его опыта работы с детьми. Если он (или чаще она) умел найти правильный подход, детям было легче, но жуткий страх все равно оставался. Впрочем, в любом случае анестезии не было, а бормашины делали свое дело, вызывающее боль, иногда нетерпимую.  Учитывая, что процедура была такой мучительной, большинство детей начинали нервничать уже дома. Ситуация ухудшалась, если были проблемы с зубами, потому что ребенка постоянно таскали к стоматологу.

Конечно, можно было и соврать, что живот болит, или просто сбежать с уроков, но большинство детей было настолько напугано, что не решались на такое.

Конечно, были и деревенские стоматологи, хотя их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Обычно это были более опытные врачи, которые учились еще до войны, но уже в старости были вынуждены лечить зубы в своих собственных домах. Они, конечно, использовали старые методы и не имели современного оборудования, но в этом случае дети боялись стоматологов меньше, потому что знали их всю жизнь. Труднее всего было попасть к такому врачу, ведь в деревне людей было много, а стоматолог был один, и тот пожилой. Поэтому ждать приходилось долго, а до этого страдать от боли.

Если зуб болел сильно, использовали народные средства: полоскание зуба с водкой или другим спиртным напитком, прикладывание теплого компресса или полоскание рта отваром трав. Все это, конечно, не давало долгосрочного эффекта, и можно было только надеяться, что зуб сам собой затихнет. Иногда это случалось, но обычно процесс усугублялся, и в итоге идти к стоматологу все-таки приходилось. Как бы то ни было, одним из самых ужасных моментов детства у многих жителей Латвии было посещение стоматолога. Жизнь — это боль, особенно у стоматолога.