
Немыслимое становится реальным: в Европе все чаще с надеждой смотрят на "Газпром"

Более чем через три года после вторжения России в Украину энергетическая безопасность Европы остается хрупкой. Все больше европейцев начинают с надеждой посматривать в сторону "Газпрома".
Сжиженный природный газ (СПГ) из США помог восполнить нехватку российского газа в Европе во время энергетического кризиса 2022–2023 годов. Но теперь, когда президент Дональд Трамп пошатнул отношения с Европой, установленные после Второй мировой войны, и использует энергетику как рычаг в торговых переговорах, бизнес начал опасаться, что зависимость от США стала новой уязвимостью.
Как сообщает Reuters, на этом фоне руководители крупных компаний ЕС начали говорить то, что год назад казалось немыслимым: что импорт некоторого объема российского газа, включая поставки от российского государственного гиганта «Газпром», может быть разумной идеей. Это потребует очередного крупного изменения политики, учитывая, что после вторжения России в Украину в 2022 году Европейский союз пообещал прекратить импорт российской энергии к 2027 году.
У Европы ограничены варианты. Переговоры с газовым гигантом Катаром по поводу увеличения поставок зашли в тупик. Развертывание возобновляемых источников энергии ускорилось, но этого недостаточно, чтобы ЕС чувствовал себя в безопасности.
«Если в Украине будет достигнут разумный мир, мы могли бы вернуться к поставкам в объеме 60 миллиардов кубометров, может быть 70, в год, включая СПГ», — сказал в интервью Reuters Дидье Олло, исполнительный вице-президент французской компании Engie.
Французское государство частично владеет Engie, которая ранее была одним из крупнейших покупателей газа у «Газпрома». Олло отметил, что Россия могла бы поставлять около 20–25% от потребностей ЕС, по сравнению с 40% до войны.
Глава французской нефтегазовой компании TotalEnergies, Патрик Пуянне, предостерег Европу от чрезмерной зависимости от американского газа. «Нам нужно диверсифицироваться, иметь много маршрутов, а не полагаться на один-два», — сказал Пуянне. Total является крупным экспортером американского СПГ и также продает российский СПГ, поставляемый частной компанией «Новатэк» (NVTK.MM).
«Европа никогда не вернется к импорту 150 миллиардов кубометров из России, как это было до войны... но я бы поставил на 70 миллиардов кубометров», — добавил он.
Франция, где вырабатывается большое количество электроэнергии на атомных станциях, уже имеет одну из самых диверсифицированных энергетических систем в Европе. Германия же, до войны в Украине в значительной степени полагавшаяся на дешевый российский газ для поддержки своей промышленности, теперь имеет меньше альтернатив.
Несколько компаний ЕС подали иски в арбитраж против «Газпрома» за непоставку газа после начала войны. Суд присудил немецкой Uniper и австрийской OMV компенсации в размере 14 миллиардов и 230 миллионов евро соответственно. Немецкая RWE заявила о претензии на 2 миллиарда евро, тогда как Engie и другие компании свои иски не раскрывают.
Олло из Engie заявил, что Киев может разрешить России использовать транзит через Украину для компенсации по решениям арбитража, что могло бы стать отправной точкой для восстановления контрактных отношений с «Газпромом».
«Вы (Газпром) хотите вернуться на рынок? Прекрасно, но мы не подпишем новый контракт, пока вы не выплатите присужденную компенсацию».
Возвращение российского газа вызывает беспокойство у Максима Тимченко, главы украинской частной энергетической компании ДТЭК, которая надеется импортировать американский СПГ в украинские хранилища и экспортировать его в Европу. «Трудно комментировать, будучи украинцем, но я надеюсь, что европейские политики усвоили уроки в отношениях с Россией», — сказал Тимченко.