Рождественский душитель. Маньяк Лаундерберг нападал на недовольных жизнью женщин
Адольф Лауденберг, прозванный «Рождественским душителем», искренне считал, что, нападая на женщин, он приносит пользу обществу, потому что убивал лишь тех, кто был недоволен своей судьбой. По его утверждениям, перед смертью женщины изливали ему свои обиды на такой недобрый мир, на свою загубленную жизнь и тотальную несправедливость и невезение. Возможно, они ожидали поддержки, но находили смерть.
Почти Санта
Несмотря на то, что Адольфа Лауденберга прозвали «Рождественским душителем», именно в рождественскую ночь он убил лишь одну из четырех доказанных жертв. В ночь с 24 на 25 декабря 1972 года 43-летняя Лоис Петри засиделась в баре на окраине Лос-Анджелеса. Несколько дней назад умер от рака ее муж и нынешнее Рождество было ей не в радость. Когда Лоис поняла, что алкоголя ей уже хватит, она вышла из заведения и попыталась поймать такси. На ее несчастье, мимо проезжал таксомотор Лауденберга. На следующий день тело Лоис Петри со следами удушения и сексуального насилия обнаружили в ее квартире.
Позже в прессе будет часто муссироваться версия, что женщины доверяли убийце потому, что он выглядел как Санта-Клаус: пышная белая шевелюра, белая борода, добрый взгляд из-под очков. Но таким он предстал перед публикой лишь после ареста, в 2002 году, когда ему исполнилось 76 лет. А в момент, когда Лауденберг совершал убийства, ему было меньше 50 и волшебного дедушку вообще не напоминал.
Убийство в Рождество растревожило жителей Калифорнии; по горячим следам никого задержать не удалось. Многие потом признавались, что из-за того, что убийца так и не был пойман, каждое Рождество для них означало не только предвкушение праздника, но и опасение, что «Кровавый Санта» снова выйдет на охоту.
Адольф Лауденберг родился в штате Кентукки в 1926 году, в семье эмигрантов из Германии. Мать, страдавшая алкоголизмом, умерла, когда он был маленьким, и воспитывал его отец, имевший небольшую мясную лавку. После школы, в 1944 году, Лауденберга призвали в армию, он служил в строительном батальоне. После демобилизации женился на танцовщице Аннель, в одиночку воспитывавшей сына. Это была странная пара. Аннель любила вечеринки, шумные компании, ночные клубы и праздничную атмосферу. Адольф напротив: был затворником и предпочитал сидеть дома и вырезать по дереву. Что именно толкнуло Лауденберга на первое убийство, так и осталось неизвестным. Сам маньяк, прижатый неопровержимыми уликами, признался в четырех убийствах, хотя полиция подозревала его как минимум в шести преступлениях. На допросах он говорил, что избавлял женщин от несчастливой жизни, которая была им в тягость, и таким образом совершал добро. Но психиатры, проводившие экспертизу Лауденберга, это опровергали: таким образом убийца пытается найти оправдание своим действиям. А вот влияние матери-алкоголички вполне могло сказаться на его психике и отношении к женщинам.
Период активности
Второе убийство Лауденберг совершил через полтора года. 17 августа 1974 года 50-летняя Кэтрин Медина из Сан-Педро (район Лос-Анджелеса) поссорилась с мужем и отправилась в бар. Муж нашел ее там и потащил домой. Но Кэтрин вырвалась и запрыгнула в первое оказавшееся поблизости такси. За рулем сидел Лауденберг. Тело Кэтрин нашли на следующий день в парке Харбор-Лейк. Женщина была изнасилована и задушена. В первом и втором случае полиции удалось обнаружить на телах остатки биологических материалов убийцы. Но до возможности провести экспертизу ДНК оставались еще годы, а потому можно было сказать, что следов маньяк не оставил.
Следующей жертвой стала 54-летняя Анна Фелч. Ее тело нашли менее чем через месяц после убийства Кэтрин Медины, 4 сентября 1974 года. Расследуя убийство, полицейские установили, что женщина, работавшая продавцом хот-догов на пляже Кабрильо, злоупотребляла алкоголем. А последнее место, где ее видели живой, был бар в Сан-Педро, откуда она вышла уже сильно подшофе и села в такси. Номер машины никто не запомнил. Тело Анны была обнаружена неподалеку от дома, она была изнасилована и задушена.
Последней из доказанных жертв Лауденберга стала 60-летняя Лия Гриффин. Она работала секретарем в юридической консультации и тоже имела проблемы с алкоголем. Незадолго перед смертью у нее диагностировали рак груди, вероятно, поэтому Лия стала напиваться едва ли не каждый вечер. В отличие от других своих жертв, убийца привез Гриффин в маленький отель в Сан-Франциско, где связал, изнасиловал и задушил. Ее тело было обнаружено в апреле 1975 года.
Полиция подозревала Лауденберга еще в двух убийствах, совершенных в 1974 году: 55-летней Ирен Хинд и 83-летней Мод Берджесс. В обоих случаях почерк убийств (изнасилование и удушение) совпадал со стилем Лауденберга. Но в то же время эти жертвы не совпадали с психотипом других жертв «Рождественского душителя». Обе не злоупотребляли алкоголем, у них не происходило никаких несчастий и обе перед смертью не пользовались такси. К тому же в случае с Берджесс, которую нашли в ноябре 1974 года в собственной квартире, на месте преступления был обнаружен частично смазанный отпечаток пальца, который не совпал с отпечатками Лауденберга.
В июле 1975 года пасынок Лауденберга привел домой девушку, заявив, что намерен на ней жениться. Отчиму девушка почему-то не понравилась и он, улучив момент, сказал ей, что если та не оставит парня в покое, то он ее убьет. И добавил, что ему уже приходилось убивать женщин. «Думаю, он сказал мне это как своего рода угрозу, — говорила позже девушка, имя которой полиция не называет. — Он сказал мне не говорить Стиву, но я всё равно рассказала, и мы отправились в полицию».
Лауденберга вызвали на допрос, тот держался уверенно и все отрицал. А так как предъявить ему что-то еще, кроме угроз невесте приемного сына, не могли, маньяка отпустили. А убийства — прекратились. Скорее всего, Лауденберг понял, что за ним будут наблюдать, а может, просто испугался. Более того, Лауденберг решил покинуть Калифорнию и вернулся в Кентукки. Затем какое-то время жил в Новом Орлеане. И лишь в 2001 году вернулся в Сан-Педро, остановившись у своего родного сына Джеральда и его жены Дарлин.
Кофе и трость
В конце 2002 года в отдел нераскрытых убийств полиции Лос-Анджелеса (такие отделы были созданы во всех полицейских департаментах США после того, как экспертиза ДНК была официально признана допустимым доказательством виновности подозреваемого) обратилась Дарлин Лауденберг. Она заявила, что ее тесть рассказал ей об убийствах женщин 30-летней давности. Причем привел такие подробности, которые мог знать только участник тех событий.
Сотрудники нового отдела отнеслись к рассказу очень внимательно. Изучив, насколько это возможно, жизнь Лауденберга того времени, а также поговорив с женой пасынка подозреваемого, полицейские убедились, что Лауденберг как минимум мог это сделать. А так как сохранились образцы спермы с самого первого убийства Лоис Петри, можно было добыть доказательства.
К тому времени Лауденберг обзавелся хобби, которое сделало его даже немного популярным. После того как в 70-х он вернулся в Кентукки, маньяк пристрастился к вырезанию тростей из кустов мансаниты (разновидность крупного кустарника). Причем трости у него выходили очень красивыми. На некоторых он наносил резьбу в виде птиц и животных, а чтобы трость лучше прилегала к руке, использовал мячики для гольфа. Трости он либо дарил, либо продавал всего по десять долларов. В 1993 году в газете Los Angeles Times вышла заметка с фотографией. В ней Лауденберг говорил: «Мне нравится их создавать, и мне нравится видеть их в руках людей. Поэтому я продаю их так дешево».
Полицейские решили сыграть на этом хобби, чтобы добыть ДНК. Один из следователей подошел к Лауденбергу прямо на улице, повосхищался его изделиями и попросил сделать ему трость на заказ. А чтобы обсудить будущую трость, пригласил Лауденберга в ближайшее кафе на кофе. Убийца от кофе не отказался и у полицейских появились образцы ДНК Лауденберга. Они полностью совпали с образцами, обнаруженным на теле Лоис Петри. 5 сентября 2003 года подозреваемый был арестован.
Прижатый неопровержимыми доказательствами (кроме теста ДНК, полицейским удалось добыть и массу косвенных улик) по убийству Лоис Петри, Лауденберг признался еще в трех убийствах. Однако отрицал причастность к смертям Ирен Хинд и Мод Берджесс. Суд приговорил Лауденберга к пожизненному лишению свободы. Он скончался в тюрьме 26 июня 2015 года в возрасте 89 лет. На суде одна из родственниц убитой Лауденбергом сказала: «Он уничтожил не только нашу семью, но и сам праздник, который сплачивает сотни американских семей».