Южный мост обошелся Латвии почти в миллиард, но большая часть денег пошла вовсе не на строительство
На первые три фазы строительства Южного моста ушло девять лет. Из-за неумелого управления проектами и неэкономичной деятельности Рижского самоуправления общие расходы на строительные работы с запланированных 109 млн латов (на первую очередь 64,79 млн латов, на вторую - 44,05 млн латов) выросли более чем в пять раз, достигнув 570 млн латов, заключил Государственный контроль, проведя ревизию первых двух очередей строительства моста.
Если к упомянутым расходам прибавить 28 млн латов третьей очереди, то выходит, что на весь комплекс до сих пор потрачено 595 млн латов, или 847 млн евро. Еще 123 млн евро четвертой очереди - и сумма уже близка к миллиарду, сообщает Latvijas Avīze.
Оглядываясь на всю историю Южного моста, следует сделать вывод, что значительная часть денег пошла не на строительные работы и стройматериалы, а на другие цели. Как заключил в ходе ревизии Госконтроль, большую часть подорожания составила выбранная самоуправлением модель финансирования строительных работ, которая предусматривала отложенный платеж по взятому в немецком банке Deutsche Bank займу до 2010 года, что увеличило расходы на строительство на 264 млн латов. Ревизоры также выяснили, что, договорившись со строителем об изменениях в порядке расчетов, самоуправление противозаконно согласовало необоснованные подорожания расходов на строительные работы, растратив средства самоуправления в размере 27 млн латов.
Закупки на проектирование и строительство Южного моста также осуществлялись не в соответствии с требованиями нормативных актов. В конкурсе заключены невыгодные самоуправлению строительные договоры, заключил в свое время Госконтроль. При обсуждении ответственности в процессе строительства моста прозвучали имена нескольких бывших должностных лиц самоуправления, в том числе бывшего председателя комитета городского развития Айвара Крейтуса, прежних директоров департамента городского развития Вилниса Штрамса и Петериса Странциса, а также бывшего директора финансового департамента Карлиса Кавацса. Несмотря на то, что после ревизии Госконтроля в Госполиции было возбуждено уголовное дело, затем оно было прекращено, позже возобновлено и вновь прекращено. Но некоторые из указанных лиц обвиняются в других коррупционных преступлениях.