Пургайлис: предложенные изменения в пенсионной системе - это невежество или вредительство?
Следя за дискуссиями по поводу разработки государственного бюджета, невозможно не заметить ошибочные утверждения о якобы высокой эффективности пенсионной системы Латвии. То, что звучит в публичном пространстве, заставляет задаться вопросом: считают ли общество за дураков, или же у тех, кто принимает решения, просто нет понимания собственной пенсионной системы? Своим мнением делится председатель правления дочерней компании банка Citadele, CBL Asset Management, Карлис Пургайлис.
Действительно ли первый уровень пенсий эффективнее второго?
Этот тезис в последнее время регулярно звучит от нескольких официальных лиц, которые пытаются обосновать необходимость изменений в пенсионной системе и сокращения взносов во второй пенсионный уровень. По последней информации, сокращение планируется с 6% до 5%, при этом 1% будет перенесен в первый пенсионный уровень. А недавно предлагалось сократить взносы во второй уровень до 4%, добавив 1% к первому уровню и использовав ещё 1% для снижения налогового бремени на рабочую силу.
Чтобы понять, почему такой аргумент политиков вызывает недоумение, нужно выделить ключевое различие между первым и вторым пенсионными уровнями. На первый пенсионный уровень в настоящее время направляется 14% от ежемесячной зарплаты каждого работающего. Теоретически, эти 14% должны составлять основную часть нашего пенсионного капитала в старости. Что делает эту систему привлекательной на бумаге, так это индексация пенсионного капитала — ежегодно накоплениям применяется коэффициент с учетом роста средней заработной платы и бюджета социального страхования. К сожалению, эта формула не имеет экономического обоснования: в долгосрочной перспективе накопления растут за счет индексации с хорошей доходностью, парадоксально — быстрее, чем это могут обеспечить финансовые рынки. Однако на практике эти накопления первого уровня используются для финансирования текущих пенсионеров. Важно понимать, что накопления на первом уровне — это не капитал, который находится в вашем распоряжении, это скорее обещание государства выплатить его, когда придет ваша очередь. Но с условием, что экономика государства в тот момент (через 10, 20, 30 лет) будет достаточно сильной, чтобы выполнить это обещание.
На второй уровень пенсий в настоящее время каждый гражданин отчисляет 6% своей ежемесячной зарплаты. Эти средства попадают в распоряжение управляющих пенсионными фондами и инвестируются на финансовых рынках — в основном в акции компаний или различные облигации. Это реальные деньги, доходность которых зависит от мировой экономики. Эти два уровня по сути нельзя корректно сравнивать — накопления первого уровня представляют собой будущее обещание государства, используемое для выплаты текущих пенсий, тогда как средства второго уровня — это наши реальные деньги и накопления на будущее. Таким образом, аргумент о якобы большей эффективности первого уровня выдерживает критику только в Excel-таблицах, не учитывающих долгосрочные перспективы и связь с будущей экономической ситуацией в стране.
К сожалению, предлагаемые налоговые реформы призывают уменьшить значимость второго уровня, который имеет экономическое обоснование, и увеличить взносы на первый уровень. Не нужно быть экспертом в области финансов, чтобы понять, что такое решение не является устойчивым, потому что настанет момент, когда средства, предусмотренные в Excel, нужно будет выплатить будущим пенсионерам. Если мы думаем о долгосрочной перспективе, необходимо создать систему с более сбалансированными пропорциями взносов на первый и второй уровни.
Непопулярные решения будут и в будущем
Цифры неумолимы. В Латвии расходы на пенсии в настоящее время составляют 3,2 миллиарда евро в год, или 7,6% от ВВП. Даже если взносы на первый пенсионный уровень останутся на уровне 14% и мы продолжим использовать индексацию, по оценкам CBL Asset Management, через пять лет для выплаты пенсий потребуется дополнительно 754 миллиона евро, что составит 7,9% от прогнозируемого на тот момент ВВП. А к 2040 году нагрузка на социальный бюджет возрастет еще больше — для выплат пенсий потребуется уже 7,3 миллиарда евро, или 8,4% от прогнозируемого ВВП.
Очевидно, что для поддержания такой системы экономика Латвии должна расти гораздо быстрее, чем прогнозируется сейчас, то есть номинальный долгосрочный рост ВВП должен составлять в среднем 5% в год. Если этого не произойдет, возможно, сами принимающие решения не осознают, что закладывают основу для принятия в будущем крайне непопулярных и жестких решений, таких как повышение пенсионного возраста, сокращение бюджетных расходов в других социальных сферах или даже отмена индексации. Увеличивая взносы в "бумажный" первый уровень пенсий, можно с уверенностью сказать, что эта проблема может потребовать решений уже через 5-7 лет.