Трагические последствия. Привыкают ли люди к аномалии, которая уже третий год терзает европейские страны?
фото: Vida Press
Иллюстративное фото.
В мире

Трагические последствия. Привыкают ли люди к аномалии, которая уже третий год терзает европейские страны?

Отдел информации

Otkrito.lv

2023 год стал самым жарким за всю историю метеорологических наблюдений, и этот факт имеет вполне конкретные трагические последствия: аномально высокая летняя температура стала причиной смерти многих людей по всей планете. Ученые из Барселонского института глобального здравоохранения (ISGlobal) попытались подсчитать, сколько именно жизней в Европе унесли прошлогодние волны жары.

Экспертная статья была опубликована 12 августа в журнале Nature Medicine. Исследователи оценивают, что в одной только Европе погибло более 47 тысяч человек. Однако, если бы Евросоюз (ЕС) в последние годы не пытался адаптироваться к глобальному потеплению, количество смертей могло бы быть почти в два раза больше. И кажется, что остальным странам нужно как можно быстрее следовать примеру ЕС, так как изменения климата набирают обороты — уже 2024 год, вероятно, побьет рекорд прошлого года и станет самым жарким годом за всю историю наблюдений.

Ученые проанализировали данные о смертности в Европе за 2022 и 2023 годы. Два жарких лета принесли более 100 тысяч смертей.

В середине июля 2023 года Европа пережила второе подряд аномально жаркое лето. Именно тогда в журнале Nature Medicine вышла статья исследователей из Барселонского института глобального здравоохранения (ISGlobal), посвященная жаре предыдущего года. Анализ показал, что в 2022 году только в Европе из-за жары погибло около 62 тысяч человек. В это число включены не только люди, умершие непосредственно от высокой температуры (например, от теплового удара), но и те, кто скончался из-за обострения хронических заболеваний, вызванных жарой. Об этом исследовании писали ведущие мировые СМИ. И это неудивительно, поскольку опубликованные учеными данные приблизились к статистике рекордно жаркого 2003 года, когда погибло более 70 тысяч европейцев.

События 2003 года стали шоком для континента и послужили причиной для разработки программ адаптации к изменениям климата. Однако исследование ISGlobal после жары 2022 года поставило под сомнение их эффективность. Испанские ученые считают, что «усилия, предпринятые в прошлом для эффективного и раннего реагирования на наблюдаемое потепление, в значительной степени оказались недостаточными, чтобы предотвратить скачок смертности, связанной с жарой, который, по нашим оценкам, произошел летом 2022 года».

Эти выводы звучали особенно тревожно на фоне того, что в момент публикации Европа и другие части света снова столкнулись с удушающими волнами жары. В начале июля 2023 года четыре дня подряд стали самыми жаркими за всю историю наблюдений.

В середине того же месяца из-за жары выше 40 градусов власти Афин были вынуждены ограничить посещение Акрополя туристами. В то же время неапольская больница Кардарелли сообщила, что на фоне экстремальной температуры количество вызовов увеличилось до показателя выше 230 в сутки (один новый пациент примерно каждые шесть-семь минут) — такого наплыва медучреждение не видело с времен коронавируса 2020 года. В таких условиях можно было ожидать, что статистика летней смертности в Европе по итогам 2023 года окажется еще более пугающей. Однако новый отчет ученых ISGlobal, опубликованный 12 августа 2024 года в том же журнале Nature Medicine, не подтвердил эти опасения. По данным исследователей, рекорды температуры 2023 года вызвали «только» 48 тысяч избыточных смертей. Это все еще значительно превышает показатели 2015–2021 годов, но все же меньше, чем в 2022 году. Вот как объяснила эту динамику изданию «Медуза» ведущий автор отчета ISGlobal, профессор Элиза Галло: «Лето 2022 года стало самым теплым за всю историю наблюдений [в Европе], в то время как лето 2023 года заняло только пятое место в рейтинге в Европе. Таким образом, температура летом 2022 года была выше, чем в 2023 году. Аномальный характер жары также способствовал различиям в оценках смертности, связанной с ней. В 2022 году в период с середины июля до середины августа наблюдались постоянные температурные аномалии, на которые пришлось две трети от общей смертности, связанной с летней жарой. В те же критические недели 2023 года, когда часто фиксируются самые теплые дни года, не было зарегистрировано никаких серьезных температурных аномалий».

Так же как и годом ранее, испанские ученые проанализировали данные о смертности в 823 европейских регионах, расположенных в 35 странах, и данные о температурных изменениях в тот же период. Избыточную смертность, связанную с жарой, удалось рассчитать с помощью специальных математических моделей, обученных на данных предыдущих лет.

Избыточные смерти, о которых идет речь в исследовании, — это разница между фактической и ожидаемой смертностью, то есть той смертностью, которую прогнозирует статистическая модель. Прогноз таков: для каждого отдельного региона имеется базовое значение смертности, к которому добавляется медленное сезонное колебание и дополнительный фактор в виде скачков температуры, которые могут временно повысить смертность. Такое повышение частично происходит в ту же неделю, когда наблюдается пик жары, и в течение нескольких следующих недель. Иными словами, речь идет о факторе, действующем с небольшими задержками.

Загрузив все эти данные в математическую модель и обучив ее на исторических показателях реальной смертности, ученые смогли рассчитать, какое именно количество смертей в Европе в 2023 году связано напрямую с жарой.

В результате выяснилось, что от жары больше всего (ожидаемо) пострадали южные регионы Европы. Наибольшая избыточная смертность, по расчетам ученых, была в Греции (393 смерти на миллион жителей), Болгарии (229 смертей), Италии (209 смертей), Испании (175 смертей) и на Кипре (167 смертей). Для сравнения, по данным предыдущего исследования ISGlobal, в 2022 году наибольшая смертность от жары в Европе была в Италии (295 смертей на миллион жителей), Греции (280 смертей) и Испании (237 смертей).

Меньше всего от жары в 2023 году пострадали Швеция (одна избыточная смерть от жары на миллион жителей), Лихтенштейн (также одна смерть), Финляндия (пять смертей), Норвегия (девять смертей). В Исландии и Ирландии избыточной смертности от жары ученые вообще не обнаружили.

Исследования ISGlobal второй год подряд выявляют существенно большую уязвимость к жаре у женщин: на двух погибших от жары мужчин приходилось чуть больше трех женщин. Наибольший риск от жары, как ожидается, несут люди старше 80 лет — смертность среди них была по крайней мере в 8,5 раз выше, чем даже среди людей в возрасте 65-79 лет. Несмотря на ужасающую статистику последних двух лет, ученые делают оптимистичные (но осторожные) выводы: кажется, что программы адаптации к изменениям климата все-таки работают!

Ученые ISGlobal не ограничились подсчетом погибших от жары в 2023 году. Учитывая озабоченность, высказанную годом ранее, они также решили проанализировать, насколько эффективными оказались меры по предотвращению избыточной летней смертности. Чтобы этого добиться, исследователи взяли те же эпидемиологические модели, которые использовали ранее, и загрузили в них данные за последние 20 лет. Поскольку информация за такой длительный период была доступна не для всех стран, изменения ситуации анализировались только в 429 регионах, относящихся к 23 странам. Все данные были разделены на четыре временных периода: 2000–2004, 2005–2009, 2010–2014 и 2015–2019 годы. Для каждого был рассчитан свой «порог смертности» во всех анализируемых регионах. Как выяснилось, в период с начала 2000-х до середины 2010-х минимальный порог в Европе поднялся на 2,7 °C — с +15 °C до +17,7 °C. Это означает, что люди стали более устойчивыми к жаре. Например, если бы температуры 2023 года наблюдались в период с 2000 по 2004 год, их влияние на смертность было бы на 80% выше для общего населения, чем в период с 2015 по 2019 год, который служил точкой отсчета для расчета избыточной смертности в 2023 году.

Проанализировав свои данные и оценив, насколько изменилась выживаемость людей в условиях аномальной жары, испанские ученые сделали следующие выводы:

  • Меры по борьбе с изменениями климата, которые внедряются на государственном уровне в Европе, позволяют снижать смертность от жары, но для достижения этих целей потребуется значительное количество времени. «К сожалению, адаптация к изменениям климата не может происходить в течение одного сезона», — заявляют эксперты.

  • Меры по защите наиболее уязвимых групп населения, предпринятые на европейском уровне в течение последних 15 лет, помогают снижать смертность от жары, особенно среди пожилых людей.

  • Как показывает опыт последних лет, инвестиции в инфраструктуру, которая позволит бороться с жарой, а также повышение уровня жизни населения, имеют огромное значение. «Внедрение современных технологий и климатических адаптаций в уязвимых регионах, особенно в Южной Европе, может спасти тысячи жизней», — утверждают исследователи.

  • Нужна модернизация существующих программ и создание новых инициатив по борьбе с изменениями климата. «Необходимо координировать усилия на международном уровне и обмениваться лучшими практиками и наработками», — подчеркивают специалисты ISGlobal.

Таким образом, исследования последних лет показали, что люди могут привыкнуть к жаре, но для этого требуются долгосрочные меры. Климатические изменения уже происходят, и к ним необходимо адаптироваться, иначе число жертв будет расти с каждым годом.