Мнение: "У нас много безработицы из-за того, что реально не хватает людей"
На краткое время на латвийском рынке труда снова царят запросы работников, но долго это продолжаться не может, заявил в передаче Латвийского радио 4 «Открытый разговор» экономист банка Luminor Петерис Страутиньш. Однако в ближайшее время дефицит кадров сохранится, поэтому зарплаты будут расти, прогнозирует он.
Пока что за резким спадом роста ВВП Латвии стоит в том числе дефицит кадров, прозвучало в передаче. Безработица была невысокой во всем Евросоюзе, отметила Rus.lsm.lv еще одна гостья передачи, бывший министр финансов и экономики, действующий вице-президент Международной шахматной федерации (FIDE) Дана Рейзниеце-Озола: «Важный фактор, который должен рассматриваться в рамках всего ЕС, особенно таких маленьких стран, как Латвия — это нехватка рабочей силы. Посмотрите: даже если у нас был резкий спад роста ВВП — безработица была не настолько высокой во всех странах ЕС. У нас много безработицы из-за того, что реально не хватает людей [для заполнения вакансий]. У Латвии нет лишнего человеческого ресурса, который помогал бы нам платить меньше и зарабатывать лучше».
Латвия развивается примерно наравне с Литвой и Эстонией, но чтобы дополнительно обеспечить рост экономики на 0,3%, необходимо активизировать внутренние трудовые резервы, указал ранее Банк Латвии. Повышение уровня образования дало бы плюс 0,2% к росту ВВП, качества образования — это еще 0,5%, привлечение высококвалифицированных мигрантов — плюс 0,6% ВВП в год. По словам Страутиньша, нужно смотреть на то, какими человеческими ресурсами страна располагает: «В Риге насчитывается 70 рабочих мест на 100 жителей. В Рижском экономическом регионе это примерно 60 на 100. В Латвии в среднем — 50 на 100. Но в Латвии есть края, где этот показатель — только примерно 30 рабочих мест на 100 жителей, и там есть две очевидных возможности. Одна возможность — перемещать рабочие места, предприятия ближе к жителям, а другая — что эти жители будут переезжать ближе к местам работы в Латвии. (Будем надеяться, что не дальше других районов Латвии.) И я думаю, что оба этих варианта могут работать. У нас есть удачные примеры индустриальной политики в регионах — Вентспилс, Лиепая, Салдус, Валмиера, Смилтене. Есть города, где промышленность развивается. И промышленность — это та отрасль, для которой всегда не нужны были крупные города! Люди нужны, но достаточно иногда 10-15-20 тысяч жителей, там для них достаточное число рабочих, и достаточное разнообразие в их квалификации. Эта отрасль может перемещаться по Латвии, в регионах у предпринимателей есть возможности и преимущества (уровень зарплат, стоимость земли и другое)».
Как пояснил Страутиньш, если бы в Латвии уровень занятости был равен эстонскому, это значило бы, что у нас по стране сейчас было бы трудоустроено на 50 тысяч человек больше. В парламентских комиссиях обсуждалось, что в Латвии нужно привлечь на рынок труда дополнительно 273 тысячи человек (считая и гастарбайтеров), и у Банка Латвии также есть подсчеты, что каждые 2000 привлеченных в страну гастарбайтеров дают экономике плюс 0,1% ВВП в год.