Петерис Шмидре о связи экономики и нацбезопасности: "Любим мы Трампа или нет, но в этом отношении он прав"
фото: из архива издательства
Петерис Шмидре
В Латвии

Петерис Шмидре о связи экономики и нацбезопасности: "Любим мы Трампа или нет, но в этом отношении он прав"

Отдел новостей

Otkrito.lv

Бизнесмен Петерис Шмидре подчеркивает, что именно экономика в ходе истории стала причиной абсолютного большинства войн в мире: экономика и война – очень связанные понятия. Война – это деньги и ресурсы. Поэтому сегодняшнюю ситуацию следует оценивать и с этого аспекта.

Принято считать, что в стране, где сильна экономика, с вопросами безопасности тоже все в порядке. Это кажется закономерным - если у государства много денег, то средства надо тратить на оборону и безопасность, и в противном случае - если экономика хромает на все четыре ноги, то и с безопасностью есть проблемы. Но всегда ли эти предположения соответствуют действительности? И как экономика влияет на безопасность страны? На эти вопросы отвечает предприниматель Петерис Шмидре.

Предприниматель, сравнивая расходы США и Евросоюза на оборонную сферу с показателями внутреннего валового продукта (ВВП), говорит, что в этом плане Европе гордиться нечем: "Самый большой оборонный бюджет в мире — США — около 850 млрд долларов в год, что составляет 3,5% ВВП, против 210-280 млрд в Евросоюзе, что в последние годы составляет от 1,3 до 1,7 от ВВП ЕС. ВВП США составляет около 25 триллионов, а ЕС в целом — около 20 триллионов. Так что разница есть, потому что наш ВВП сопоставим. Поэтому, любим мы Трампа или нет, но, по-моему, он прав в том смысле, когда сказал, что американцы не будут защищать Европу, потому что мы не оплатили чеки".

Россия же в этом году значительно увеличила свой бюджет, хотя толком сказать, насколько, невозможно, поскольку отделить его в России от всего остального очень сложно. Там есть и федеральный бюджет, и местные бюджеты округов, которыми распоряжаются губернаторы. А губернаторам также поручено выделять из своих бюджетов значительные средства на военные нужды, например, организовывать воинские части, приобретать военную технику и тому подобное.

Петерис Шмидре поддерживает инициативу Эстонии, которая предлагает странам ЕС выделить на оборонный бюджет 3% ВВП, а не 2%, как сейчас, и направить ее в Украину: "Тогда бы этой разницы больше не было и вопрос был бы решен".