Как депутаты, имеющие ипотечные кредиты, вновь помогли сами себе
фото: LETA
На заседании Сейма.
В Латвии

Как депутаты, имеющие ипотечные кредиты, вновь помогли сами себе

LETA

Каждый пятый депутат Сейма получит компенсацию за возросшие проценты по ипотечным кредитам. При этом некоторые из них и не знали, что проголосовали за их автоматическое выделение.

В декабре прошлого года Сейм подавляющим большинством решил поддержать получателей ипотечных кредитов - компенсировать часть процентных платежей, которые у многих резко выросли вместе со ставкой Euribor.

Закон предусматривает, что 30% уплаченных в течение года процентов Служба государственных доходов раз в квартал будет возвращать заемщикам. Деньги на это государство получит от нового сбора с банков, так как те в прошлом году неплохо заработали - за одиннадцать месяцев 657 млн евро.

В публичных декларациях не видно, сколько депутатов Сейма имеют ипотечные кредиты и какова будет их выгода от новой компенсации, поэтому издание Ir решило это выяснить. Из 36 депутатов, задекларировавших долговые обязательства, 20 признали наличие у них ипотеки, однако четверо отказались это уточнить. Еще несколько депутатов либо уже погасили долг, либо их кредит не является ипотекой и компенсации за него не предусмотрены.

"Я латыш обыкновенный. У каждой молодой семьи по ипотеке", - говорит Эдвард Смилтенс. "Конечно, это жилье нашей семьи, рядовая квартира", - комментирует Антонина Ненашева. Они с мужем за год половину кредита уже погасили, но при этом "все свои накопления вложили, чтобы не платить те огромные проценты".

Зане Скуиня-Рубене тоже погасила значительную часть кредита, около 40 тысяч: "Мы с мужем хотим довольно быстро расплатиться, на этом и концентрируемся". Гунарс Кутрис признает, что в год выплачивает по жилищному кредиту около 10 тысяч, включая выросшие на "полную катушку" процентные платежи.

А вот Янис Витенбергс, взявший ипотеку на покупку единственного жилья, более подробно ничего комментировать не пожелал. Он был среди тех депутатов, которые во время дебатов в Сейме пришли к выводу, что в конце концов от этой идеи остался только "пшик", так как следовало бы компенсировать хотя бы половину суммы кредитных процентов.