"Может, я чего-то им недодала": могилы детдомовцев в Плявниеки прибирает бывшая сотрудница учреждения
фото: Скриншот видео
Любовь Мусатова знала многих из тех, кто покоится на этом кладбище.
В Латвии

"Может, я чего-то им недодала": могилы детдомовцев в Плявниеки прибирает бывшая сотрудница учреждения

Rus.lsm.lv

В Риге, на кладбище Плявниеки, есть детский сектор. Там похоронены воспитанники центра социального ухода "Тейка". Уже 15 лет эту территорию по собственной инициативе убирает Любовь Мусатова — бывшая работница центра.

Кто-то прожил несколько лет, а кто-то — всего несколько месяцев — на кладбище Плявниеки покоятся 38 воспитанников детского дома «Тейка». Любовь Мусатова говорит, что знала многих из них: «Много лет назад я работала в этом детском доме сначала воспитателем, потом массажистом. Знала, что деток, которые у нас умирают, здесь хоронят».

Любовь уже давно сменила место работы, но про кладбище забыть не может — несколько раз в год на протяжении 15 лет она приходит сюда, чтобы навести порядок на детских могилах, сообщает Rus.lsm.lv.

«В основном это были больные дети — с ДЦП, с синдромом Дауна. Почему я прихожу? Потому что я была молода — может, чего-то недодала этим сиротам. Им не хватило моей теплоты. По молодости мы, может, не до конца это понимали. Сейчас я возвращаю какой-то свой долг».

Любовь приходит убрать могилы, оставляет конфеты и игрушки. У мальчиков — машинки, у девочек — куклы. В последние годы она заметила, что надгробные камни на некоторых могилах начали разрушаться. «Полностью идет деформация земли — их надо восстанавливать, поднимать. Они все рассыпаются, их только тронь».

Кроме центра «Тейка», в Риге работает ещё пять центров социального ухода для детей-сирот и детей с серьёзными заболеваниями.

«У нас где-то около 100 детей. У нас есть такие дети, которые всё время находятся между жизнью и смертью. И, бывает, что дети уходят в мир иной. И если у этих детей нет родителей — мы их хороним. У нас шесть кладбищ», — говорит директор Государственного центра социального ухода «Рига» Юрис Саратовс.

По его словам, все эти кладбища убирают несколько раз в год. «У нас такая традиция, что не только добровольцы из филиала, но и дети тоже едут и помогают убирать кладбища. Сейчас осень, дожди, и может быть такое впечатление, будто никто за ними не ухаживает, но это не так».