С февраля молочная отрасль работает с убытком в размере 5 млн евро в месяц
Из-за засухи и низких цен на молоко количество ферм и крупного рогатого скота может начать значительно сокращаться во второй половине лета и осенью, считает Совет по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций (LOSP). По мнению Совета, осенью под влиянием неблагоприятных погодных условий цены на сельхозпродукцию могут резко вырасти. В то же время хозяйствам уже не хватает оборотных средств, и они еле выживают и преодолевают кризис - в основном за счет кормов, заготовленных в прошлом году.
С февраля молочная отрасль работает с убытком в размере пяти миллионов евро в месяц, тогда как в июне общие убытки отрасли составят 25 миллионов евро. "Сейчас самые большие убытки терпят модернизированные большие хозяйства - у них выше себестоимость молока, коровы потребляют больше хорошей пищи, мы не можем снизить рацион", - рассказал "Домской площади" заместитель председателя правления Совета по сотрудничеству сельскохозяйственных организаций Янис Ирбе.
По словам Ирбе, самое главное, из-за чего кризисная ситуация наступила в нашем регионе, - то, что Латвия очень зависит от соседей, поскольку экспортирует много свежего молока, главным образом в Литву. Литва же потерпела убытки, продукция начала накапливаться на складах, и цены на свежее молоко резко упали: "В день мы вывозим в среднем 800 тонн молока в Литву. Еще 800 употребляем на внутреннем рынке, и еще 800 перерабатываем сами - и эта переработка также накапливается на складах".
Латвийским рынком владеют большие заграничные сети, у которых высокий аппетит на цены, говорит гость программы: "Мы надеемся, что магазинные сети пойдут навстречу потребителям и производителям".
На данный момент министерство земледелия ведет сложные переговоры с Европейской комиссией о возможных компенсациях, однако Латвия - не единственная страна, находящаяся в кризисной ситуации. Молочная отрасль работает с убытками уже пятый месяц, поэтому компенсация пришлась бы как нельзя кстати - но и это будет лишь краткосрочной помощью, говорит Янис Ирбе.